25 квітень 2024, Четвер, 07:03

Как Луценко покрывает Пасенюка и Гонтареву

13 Вересня 2017г.
Lutsenko Pasenyuk Gontaeva Ad

Генпрокуратура откровенно "сливает" дело, по которому инвесткомпания ICU подозревается в краже у госбанков 0,5 млрд гривен.

Неделю назад следственный судья Сосновского райсуда Черкасс удовлетворил прошение следователя по особо важным делам Департамента международно-правового сотрудничества ГПУ о предоставлении доступа к документам Нацбанка по криминальному разбирательству №42016000000002914 по статьям присвоение имущества и манипуляции на фондовом рынке.

Суть дела - операции с ценными бумагами, которые проводили ряд банков и брокерских компаний, среди которых и ICU, принадлежащаю "банкиру президента" Макару Пасенюку. Банкиры и брокеры создали цепочку, в рамках которой продавали друг другу облигации госзайма, конечным покупателем которых выступили госбанки - Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк и коммерческий ОТП Банк. В результате этой операции из госбанков в пользу указанных в решении суда компаний - были выведены 500 миллионов гривен (как реализуется эта схема можно почитать тут).

у період з 2012 року по 2014 рік включно службові особи ПАТ «Державний ощадний банк України» та інших державних банківських установ України, ПАТ «Аграрний фонд», ПАТ «Розрахунковий центр з обслуговування договорів на фінансових ринках», умисно, за попереднього змовою групою осіб, діючи в інтересах ТОВ «Фондовий актив», ПАТ «Банк 3/4», ПАТ «Закритий недиверсифікований венчурний корпоративний інвестиційний фонд «Бонд», компаній-нерезидентів України «Qhenox Limited» (320716, CY), «Clarinso Limited» (323002, CY), «Jokres Corporation Limited» (295042, CY), а також ТОВ «Інвестиційний капітал України», ТОВ «Центральний брокер», вчинили дії що мають ознаки маніпулювання на фондовій біржі, шляхом укладення неринкових контрактів на біржі ПАТ «ФБ «Перспектива» про продаж облігацій внутрішньої державної позики випуску: UA НОМЕР_1, UA НОМЕР_2, UA НОМЕР_3, UA НОМЕР_4, UA НОМЕР_5, UA НОМЕР_6, UA НОМЕР_7, UA НОМЕР_8 послідовно кільком посередникам, з подальшою купівлею цих ОВДП ПАТ «Державний ощадний банк України», ПАТ «Укргазбанк», ПАТ «Укрексімбанк», ПАТ «ОТП Банк» за ціною значно вищою первинної ціни, з метою створення умов для привласнення коштів вказаними банківськими установами та підприємствами-посередниками нерезидентами України компаній-нерезидентів України «Qhenox Limited» (320716, CY), «Clarinso Limited» (323002, CY), «Jokres Corporation Limited» (295042, CY), внаслідок чого заволоділи грошовими коштами на загальну суму близько 500 млн. грн.

11 апреля 2017 в адрес Национального банка Украины направлено письмо о проведении проверки деятельности вышеуказанных банков-участников рынка ценных бумаг по вопросам соблюдения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем при операциях с ОВГЗ, с требованием предоставить ключевую для расследования информацию о проведении финансовых расчетов между посредниками и брокерами.

наданні позик, кредитів по взаємовідносинам з вищевказаними банківськими установами та компаніями-нерезидентами України

Однако Нацбанк в своем ответе Генпрокуратуре сообщил, что информация, содержащаяся в системе депозитарного учета, являются информацией с ограниченным доступом и раскрывается Национальным банком Украины по решению суда.

відповідно до пункту 1 статті 24 Закону України «Про депозитарну систему України», інформація, що міститься у системі депозитарного обліку, є інформацією з обмеженим доступом. Тобто інформація стосовно кількості цінних паперів певного випуску конкретного емітента на рахунку конкретного клієнта Національного банку України станом на визначену дату, стосовно операцій з цінними паперами певного випуску конкретного емітента на рахунках клієнтів Національного банку України за визначений період, стосовно переліку клієнтів Національного банку України, на рахунках яких містилися цінні папери певного випуску конкретного емітента станом на визначену дату розкривається Національним банком України за рішенням суду.

С чем Генпрокуратура, согласно решению судьи, согласилась. И что может свидетельствовать о сознательном "сливе" этого дела подопечными кума президента Юрия Луценко - так как статья 24 Закона Украины про депозитарную систему говорит о другом.

Стаття 24. Інформація, що міститься у системі депозитарного обліку 1. Інформація, що міститься у системі депозитарного обліку, є інформацією з обмеженим доступом, охороняється законом та не підлягає розголошенню, крім випадків, передбачених статтею 25 цього Закону.

Стаття 25. Доступ до інформації, що міститься у системі депозитарного обліку 1. Інформація, що міститься у системі депозитарного обліку, надається депозитарними установами на письмову вимогу: 1) суду; 2) органів прокуратури України, Служби безпеки України, Міністерства внутрішніх справ України, органів і підрозділів Національної поліції, податкової міліції, Національного антикорупційного бюро України - стосовно проведення операцій на рахунках конкретної юридичної або фізичної особи за визначений період виключно в межах кримінальної або оперативно-розшукової справи;

То есть, работники ГПУ могут требовать от Нацбанка предоставления информации, которая позволит выяснить, как цепочка фондовых посредников и банков при помощи компании-брокера (торговца) ICU - выкрали у госбанков 500 млн гривен или 63,5 млн долларов. Еще раз отмечу, что в указанный период (2012-2014 год в составе учредителей ICU была и глава Нацбанка Валерия Гонтарева). Однако следователю ГПУ эта информация не понадобилась.

В результате суд по просьбе ГПУ предоставил доступ к документам НБУ по операциям банков и посредников с ОВГЗ, но не разрешил получить главное - данные о предоставлении займов, кредитов по взаимоотношениям с вышеуказанными банковскими учреждениями и компаниями-нерезидентами Украины: то есть, разрешил Нацбанку (под управлением Гонтаревой) не раскрывать информацию о том, как и за счет каких средств раскручивалась финансовая афера, в результате которой Гонтарева вывела при Януковиче из госбанков 0,5 млрд гривен.

Джерело