Маски-шоу в небе - Резонанс - о коррупции, взятках, судьях, власти

21 ноябрь 2019, Четверг, 20:12

взятка декларация ДТП в Харькове задержание в Иванковичах Мошенничество туроператоров НАБУ Нацполиция происшествия прокуратура СБУ Укрзализныця

Маски-шоу в небе

24 октября 2016г.
0

Алексей Матусевич, для Резонанса

Серию скандалов с неадекватными задержаниями на границе журналистов и правозащитников сотрудники СБУ продолжили откровенным «трешем». Никак по-другому назвать возврат самолета авиакомпании «Белавиа» в Жуляны нельзя.

Факт: 21 октября 2016 года самолет Boeing 737-800 (бортовой номер EW-456PA) авиакомпании "Белавиа", выполнявший рейс В2-840 по маршруту Жуляны (Киев) - Минск был вынужден вернуться в аэропорт вылета. На борту находилось 136 пассажиров и 6 членов экипажа.

"В соответствии с расписанием в 15.25 самолет вылетел из Международного аэропорта "Жуляны" в Минск. В 15.36 за 50 километров до входа в воздушное пространство Республики Беларусь командиру воздушного судна поступило указание от диспетчера управления воздушного движения районного центра "Киев", входящего в государственное предприятие обслуживания воздушного движения "Украерорух", о немедленном возврате в аэропорт вылета без объяснения каких-либо причин. Также было заявлено, что в случае невыполнения команды в воздух будут подняты истребители. Командир воздушного судна выполнил поступившее указание и в 15.37 приступил к снижению", - отметили в авиакомпании.

Далее идет объяснение СБУ, что якобы после посадки с борта воздушного судна правоохранительными органами Украины был снят один пассажир, являющийся гражданином Армении (журналист Армен Мартиросян). С ним провели «профилактическую» беседу и отправили в Минск следующим рейсом.

Вот тут и начинаются вопросы.

96e79ef9697e1583662e4f72c12073031bb23482

Зачем было угрожать истребителями мирному авиалайнеру и возвращать его в аэропорт вылета - внятного ответа так и не было. СБУ ссылалось на некую оперативную информацию, которую надо было проверить, потом проблему «локализовали». Что значит локализовали? По чьему указанию вообще устраивали это шоу?

Сам виновник скандала Армен Мартиросян ясности в ситуацию не внес, отшутившись, что его «спас звонок другу».

Для понимания – Boeing 737 летит со скоростью 800 км/час. 50 км, остававшихся до границы, - для него пару минут полета. Никакой истребитель из Василькова за это время просто физически не успеет долететь до украино-белорусской границы. Пилот мог наплевать на грозные увещевания диспетчера и продолжить полет, списав истерику в эфире на неадекват наземных служб. Но он все же вернулся.

Одна из наиболее вероятных причин – указание руководства не портить отношения с украинской стороной. Логика тут проста – после введения так называемых авиационных санкций и закрытия прямого авиасообщения между Киевом и Москвой, именно Минск выиграл от этого. Белорусская столица «перехватила» 70% авиапассажиров. Поэтому спорить с СБУ себе дороже и пилот подчинился откровенно абсурдным требованиям.

Версий происходившего две.

1. «Обезьяна с гранатой».

Наиболее подходящее описание ситуации. Просто сложно себе представить, что вменяемый диспетчер «Украэроруха» станет угрожать пилоту поднять в воздух истребители и возвращать лайнер в аэропорт вылета. К слову сказать, диспетчеров десятками лет готовят реагировать на нештатные ситуации и с психологической точки зрения – «там нервы, что канат». Как правило, если есть угроза теракта или появилась информация о нахождении на борту подозрительной личности, дается информация в аэропорт прибытия и там соответствующим образом реагируют – проверяют самолет, пассажиров и т.д. Тем более, что маршрут короткий – около часа полета. В нашем случае произошло все самое абсурдное. Можно списать это на «эксцесс исполнителя», дураков в погонах и т.п. Но все это противоречит логике и правилам.

2. Операция прикрытия.

Должно было произойти нечто экстраординарное, чтобы поступила команда вернуться. Система управления воздушным движением в небе Украины отработана годами и до сих пор таких казусов не допускала. Как уже говорилось, диспетчеров специально готовят для работы в стрессовых ситуациях и допустить, что он вдруг стал просто так угрожать поднять в воздух истребители, сложно. Значит, ему поступила соответствующая команда и не от простого человека. В ближайшее время вероятнее всего появятся десятки конспирологических версий почему так произошло. Вероятнее всего всю правду мы так и не узнаем. В данном случае важно, что НЕКТО пошел на международный скандал, на репутационные риски для страны, финансовые расходы…ради того, чтобы проверить одного пассажира!!! Я в такое не верю.

В сухом остатке.

Украинского временного поверенного в Минске Валерия Джигуна вызвали в белорусский МИД и вручили ему ноту протеста "в связи с действиями компетентных органов Украины по принудительному возврату белорусского воздушного судна авиакомпании "Белавиа", совершавшего 21 октября регулярный рейс В2 840 по маршруту Киев — Минск".

Как подчеркивается в ноте, Белоруссия ожидает официальных извинений и требует возмещения всех финансовых издержек. Вопрос только в сумме претензии. Если исходить из стоимости летного часа Boeing 737, то речь может идти о сумме порядка $10-15 тыс…. если пассажиры не заявят претензии на моральный ущерб. Тогда порядок сумму будет совсем другой.