В четверг Верховная Рада приняла в целом как закон проект «Об информации для потребителей касательно пищевых продуктов» №8450.
Прогнозирую, что скрытое содержание этого законопроекта может привести к тому, что в продаже будет оставаться продукция с фактически истекшим сроком годности на законных основаниях, вводя потребителя в заблуждение. При этом на законных основаниях может от него быть скрыт состав продукта, без какой-либо ответственности производителя.
У проекта закона «красивая упаковка», но гнилое содержание.
Кроме квинтэссенции, упразднения срока годности для алкогольных напитков с крепостью свыше 10 градусов бросается в глаза и такое.
Во-первых, вводится понятие «минимальный срок годности пищевого продукта», чем подменяется привычный «максимальный срок годности». Вместо того что бы обязать производителя чётко указать, когда продукт был изготовлен и когда последний день для его употребления, людей ориентируют на то, что продукт может хранится неопределённое время.
Если продукт хранится более 3 месяцев, то можно просто указывать месяц и год его срока годности. Например, на консервах которые хранятся больше 18 месяцев, можно будет просто указывать год, без ссылок на месяц и день.
Вдумайтесь, срок годности на таких скоропортящихся продуктах как хлебобулочные и кондитерские изделиях, и даже алкогольные напитки больше 10 градусов (в частности вино и шампанское) смогут вообще не указывать.
Таким образом значительная часть продуктов, которые сейчас подлежат утилизации, будут оставаться в свободной продаже.
Во-вторых, производителю можно будет не указывать перечень ингредиентов сыров, масла сливочного, йогуртов, кефира, ряженки, сметаны, если туда не добавляли иных ингредиентов
Однако в списке ингредиентов можно не указывать вещество/продукт, если в конечном продукте оно не выполняет «технологической функции». Таким образом появляется возможность для законного использования в продуктах различных химических добавок, которые потом не будут отображаться в составе.
Подтверждается это тем, что остатки ветеринарных препаратов и пестицидов согласно нового проекта не считаются ингредиентами. Следовательно, потребитель вообще не узнает об их существовании в продукте.
Ненатуральные ингредиенты и ароматизаторы можно никак не выделять в тексте упаковки.
В-третьих, неприятно, но перечень ингредиентов продукта не будет приводится в их процентном соотношении. То есть первый ингредиент может иметь долю в общем составе как 90 так и 10 процентов.
В-четвертых, полностью снимается ответственность с учреждений питания и торговли за нарушение закона, фактически презюмируется что они не должны владеть всей полнотой информацией о пищевых продуктах
В-пятых, разрешается не маркировать продукт обозначением ГМО, если оно там в принципе присутствует в минимальном количестве.
Проект не решает текущих реальных проблем покупателей и даже не «консервирует» их сохраняя текущее положение дел – отсутствие у людей информации о пищевых продуктах. Между строк законопроекта прослеживается механизм, дающий возможность недобросовестным производителем манипулировать нормами закона в своих коммерческих интересах.