12 квітень 2024, П'ятниця, 13:50

Несколько подсказок антикоррупционным органам

16 Серпня 2016г.
НАБУ

В Украине более десятка институций, которые по формальным признакам призваны бороться с коррупцией. Наиболее известные из них Национальное бюро расследований Украины (НАБУ), Служба безопасности Украины в лице Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью (ГУБКОП), Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), Нацагентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (НАВРУА).

Есть еще Национальный совет по вопросам антикоррупционной политики - консультативно-совещательный орган при Президенте Украины, основной задачей которого является разработка антикоррупционной стратегии и оценка ее эффективности.

Должен сделать акцент на том, что Государственное бюро расследований, которое находится в стадии организационного становления, есть основным следственным органом в Украине. У него многогранная подследственность, поэтому называть его антикоррупционным было бы неправильным. Также как относить к таким органам Антикоррупционную прокуратуру, которая, по большому счету, есть одним из подразделений Генеральной прокуратуры Украины. Те, кто этого не видит, либо слабо чувствуют себя в юриспруденции, либо делают это с целью пиара и «отчета» перед западными партнерами о якобы формировании еще одной антикоррупционной штучки (тем более, что размер грантов довольно внушительный и требуется оправдать огромные суммы расходов).

Не буду говорить о многих противоречиях, которые заложены в законах и других нормативных актах, и не дают возможности четкого распределения полномочий, компетентности и подследственности между этими и другими правоохранительными органами. Я подготовил по этому поводу предложения, которые будут переданы соответствующим должностным лицам для инициирования изменений в нормативную базу.

Вместе с тем имею большое желание подсказать, каким образом эти органы (которые носят высокое название антикоррупционных) могут заслужить доверие украинских людей.

С чего нужно начать деятельность по проверке деклараций государственных служащих?

Ошибается тот, кто считает, что это исключительная компетенция НАПК. Проверять такие данные могут и обязаны также детективы НАБУ, оперативные сотрудники Службы безопасности, Государственной фискальной службы, Национальной полиции, других органов, имеющих соответствующие подразделения.

Но начинать нужно с «головы», да-да, именно с того места, откуда начинает прогнивать рыба.

В первую очередь и незамедлительно должна быть проведена проверка соответствия деклараций реальному положению дел:

- народных депутатов Украины;

- министров, их заместителей, руководителей Департаментов (управлений);

- главы АПУ, его заместителей, руководителей Департаментов (управлений);

- руководителей, их заместителей, начальников Департаментов и управлений правоохранительной системы (предполагая вопрос по этому пункту, отвечу – сотрудники одной силовой структуры проводят проверку соответствующих обьектов другой).

Одновременно проверяются их близкие и дальние родственники, официальные и на общественных началах помощники, другие лица (кумовья, гражданские жены и мужья, близкие друзья, бывшие /хочется верить, что госслужащие прекратили коммерцию/ бизнеспартнеры, любовницы и любовники – перечень может быть продолжен).

Обьем работы для профессионального «опера» тут не такой уж большой, ведь каждая соседская собака знает, на кого именно, какие именно активы переписаны, и даже где именно они находятся. Заметьте также - на несколько сот обьектов проверки – десятки тысяч оперативных работников.

Следующий этап – публичный обьективный отчет о результатах работы в этом сегменте. Именно после этого народ оценит Вашу работу, уважаемые коллеги!

Почему до сих пор не пользуется доверием и уважением граждан НАБУ?

Во-первых, руководство Бюро должно публично, честно и открыто заявить, что организационно, кадрово и нормативно они пока не готовы к выполнению поставленных перед ними задач. Предоставить конкретный поэтапный, с четким указанием необходимого времени план завершения своего «строительства». Уверен, люди поймут.

И при этом:

- отказаться от регистрации уголовных производств с резонансными фабулами, но явно бесперспективных, имеющих признаки заказных;

- перестать «выпрашивать» и «вырывать» уголовные производства с уже готовыми обвинительными актами у других органов с целью фейкового пиара.

НАБУ заслужит уважение только тогда, когда оформленные ним обвинительные акты станут основой для вынесения обвинительных приговоров одиозным, известным всему миру барыгам-олигархам, министрам, народным депутатам, руководителям ведомств, главам областных администраций (не ниже)… И главное, что это должны быть не представители «злочинної влади», а воры, занявшие свои государственные и бизнесовые должности после Революции Достоинства.

Иначе эту структуру и ее сотрудников ожидает печальная участь.

Чего ожидать от Национального агентства по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений?

Системного? Ничего.

Вижу в этом направлении совсем другие действия, как в создании нормативной базы, так и в организационном плане. Коротко поясню свою позицию.

Когда присутствует причастный оборот «полученными от коррупционных и других преступлений» - не ждите быстрого правового решения вопроса возвращения таких активов в доход государства (хотелось бы верить – народу).

Ответ на вопрос «почему?» лежит на поверхности. За время существования независимой Украины практически не было громких по именам, с конфискацией огромных активов приговоров наших судов.

Есть международный опыт «национализации» нелегальных активов, находящихся как внутри страны, так и за ее пределами.

Например. Возвращения миллиардных активов Януковича, Арбузова, Клименка, Курченка, Ставицкого, сотен им подобных осуществляется через украинский суд, из соответствующим иском в который обращается государство посредством того же упомянутого Агенства. Но обязанность доказать легальность этих активов, законность и реальность (исходя из официальных доходов) их приобретения ложиться на указанных лиц.

Не явились в суд, не предоставили доказательств, не смогли обьяснить – конфискация в доход государства. И безо всяких там бесконечных расследований.

Небольшая законодательная работа – и эта процедура действует, в результате чего многомиллиардные активы пополняют государственный бюджет Украины.

Василь Вовк
Василь Вовк Екс-начальник Головного слідчого управління СБУ, військове звання - генерал-майор, заслужений юрист України