12 квітень 2024, П'ятниця, 16:28

Автобазар по-киевски: скрытые угрозы

23 Березня 2017г.
Bazar2

Евгений Ляшенко для «Резонанса»

В последнее время на украинских дорогах стало все больше появляться автомобилей с европейскими номерами. В основном это машины из Польши, Словакии, Словении и стран Балтии. При этом за рулем этих «европейцев» сидят отнюдь не гости Украины, а наши сограждене, которые решили сэкономить на растаможке подержанной иномарки, приобретенной в странах ЕС.

Оно и понятно, зачем платить достаточно внушительную сумму родному государству за регистрацию приглянувшегося авто, если можно найти лазейку в международном законодательстве и спокойно кататься на хорошей машине.

Для этого многие украинцы едут в ту же Польшу, Латвию или Литву, где выбирают приглянувшийся им автомобиль за приемлемую цену. После оформления покупки, счастливый обладатель нового авто находит фирму (такие коммерческие предприятия, созданные нашими соотечественниками, уже давно успешно работают за границей), где за «символическую» плату в 50 – 100 долларов выдают документ о том, что машина принадлежит компании, а ее владелец является сотрудником фирмы и имеет право на ней передвигаться по украинским дорогам в течении года, как это и указано в международных соглашениях. Правда, подобный способ доступен не всем. Зачастую им пользуются жители западной Украины, которым проще оформить визу и съездить за рубеж.

Но как говориться, спрос рождает предложение. Так и у нас. В интернете появилось немало реклам компаний, которые предлагают услуги по доставке автомобиля из-за границы. При этом они обещают клиентам пригнать машину в той комплектации и цвете, которую пожелает заказчик. Вот только в этом случае, в отличии от предыдущей схемы, существует один минус - как говориться, «пощупать» приобретение удастся только при получении заказа, который будет доставлен, как обещают коммерсанты, в течении недели – двух. Да и за подобные услуги нужно внести не только предоплату бизнесменам, но и окончательная сумма будет немного выше, так как за оформление документов придется доплатить долларов 700 до стоимости авто. Но даже подобное не останавливает и люди вполне осознано соглашаются на подобные предложения, о чем нередко делятся с друзьями в соцсетях.

А вот в последнее время этот сегмент авторынка шагнул еще дальше – в столице, а также в некоторых других крупных украинских города, появились целые автобазары (их легальность оставим на совести полиции и других ведомств, которые заботятся наполнением госбюджета страны), на которых, не покидая пределы Украины, можно за вполне приемлемые деньги приобрести не растаможенного «европейца».

bazar1Один из таких мини базаров, где продаются авто с литовскими номерами, в нескольких метрах от столичной станции метро «Житомирская» на улице Федора Кричевского прямо напротив центрального входа в Научный центр радиационной медицины. На небольшом пятачке-парковке у недостроенного дома выставлено с десяток подержанных авто, возле которых крутятся столько же энергичных мужчин, по манерам и говору которых можно предположить, что они являются гражданами Молдовы. Да и сами они не сильно этого скрываю во время разговора. Как только они видят, что кто-то интересуется их «товаром», то сразу начинают нахваливать его. Да и ассортимент, а особенно цена, на этом авторынке порадует любого автолюбителя. Тут и Audi А6 в кузове универсал 2004 года по поистине бросовой цене — в 2,4 тысячи долларов, вместо 5 тысяч долларов, которые просят за такую же с украинской регистрацией на обычном автобазаре. И довольно популярные у украинцев Skoda Octavia 2006 года выпуска всего за каких-то 2,2 тысяч долларов (на рынке цена на такое авто стартует от 5,5 тысяч долларов). Есть тут и Volkswagen Golf V 2008 года выпуска, который предлагают купить за 4,5 тысяч долларов, вместо 8 тысяч, от которых стартует цена за подобную машину на обычном авторынке.можно сдесь же приобрести и литовский четырнадцатилетний Mercedes E 220, который продавцы были готовы уступить за 4 тысячи долларов вместо 8 которые просят за подобный, но с украинской регистрацией.

Самым же бойким продавцом оказался Михаил (так представился Резонансу мужчина), который уж больно нахваливал свой товар -- универсал Opel Astra 2006 года выпуска.

- Посмотри, тут тебе и коробка автомат, и цвет серый — приятный глазу, - тараторит Михаил и буквально тянет сесть в салон своего авто. - Принюхайся, салон не воняет совсем, так как владелец был не курящим. Да и новый почти, не затасканный. Пробег глянь, всего ничего — каких-то 164 тысячи. Для машины этого года вообще малость. Бери, не пожалеешь. Такой больше не найдешь. Купишь — радоваться будешь и Мишу вспоминать добрым словом будешь. Всего-то две тысячи прошу, но если надумаешь брать прямо сегодня, пару сотен скину. Домой ехать надо за новым товаром. А оставлять такую красавицу без присмотра тут никак не хочется.

Тогда решаю брать быка за рога и интересуюсь у него, а как можно посмотреть машинку на предмет исправности ходовой и двигателя, есть ли где СТО или автослесарь. Заодно также ненавязчиво спрашиваю его, как можно «пробить», не числится ли машина в базах Интерпола как угнанная.

- Да какая ж она угнанная?! Вот посмотри, документы все есть о купле-продаже, - с некоторым возмущением говорит продавец и протягивает мне какие-то бланки, заполненные на иностранном языке, то ли английском, то ли еще каком. При этом он так быстро показал их, что разглядеть толком и не получилось. - А вот и сервисная книжка на нее. Вот видишь, здесь отмечены все техосмотры, которые она проходила. Вот, глянь, отметка о том, что последнее ТО машинка прошла в этом году. Зачем тебе еще какой-то автослесарь. Ты иностранным специалистам не доверяешь? Европейцы эту книжицу берегу. Если бы машина была в угоне, где бы я ее взял. Прибалты, они такие педанты, как немцы. Порядок любят.

Вот только я молчу и не пытаюсь разубедить продавца в этом. Хотя хорошо знаю, что большинство европейцев, впрочем, как и украинцев, предпочитают хранить сервисную книжку на машину в бардачке. А ее наличие у продавца еще не гарантия того, что автомобиль легально приобретен у хозяина, а не угнан. Так что, сделав вид, что доводы продавца меня убедили, интересуюсь, а как оформлять сделку будем. Тут Михаил сразу обрадовался, даже пообещал скидку сделать, и заявил: «Да без проблем. Вон белый бусик стоит, там ребята тебе все расскажут и оформят». При этом кивая на припаркованный в углу импровизированной торговой площадки микроавтобус ГАЗель. В ней за тонированными окнами сидят уже двое наших соотечественников. Они хоть и разговаривают на русском языке, но говор сразу выдает в них жителей западной Украины. Я тут же интересуюсь стоимостью пакета документов, позволяющих легально передвигаться на купленном авто по украинским дорогам.

--Да без проблем. Мы сейчас тебе за 200 баксов склепаем справочку, что ты являешься сотрудником литовской фирмы, а купленная тобой машина является служебной и катайся годик спокойно, - говорит один из сидящих в микроавтобусе мужчин. – Но перед окончанием срока действия ты должен обязательно пересечь границу. Не обязательно ехать в Литву, можно в ту же Польшу или Словакию съездить, пива попить. Главное, чтобы машина пересекла границу. Если же не получается у самого выехать, ну там визу не дали, не беда - есть еще один вариант. Приезжаешь в приграничный район и любой местный, имеющий право на малое приграничное передвижение (пересечение границы без визы. – Авт.), за 100 долларов пересечет границу на твоей машинке сам и вернет обратно. После этого снова годик можешь спокойно кататься. Но если есть лишних 300 долларов, то можем тебе таких бумажек сделать две, и тогда можешь два года подряд кататься и не знать мороки с пересечением границы. Закончилась одна бумажка, спрятал, а вторую достал и все путем.

Второй столичный рынок подержанных «европейцев» расположился на столичном Харьковском массиве (Дарницкий район) прямо у одной из автостоянок на улице Ревуцкого. Здесь все те же граждане соседней Молдовы также ведут бойкую торговлю широким спектром подержанный авто старше пяти лет. Ассортимент и цены те же, что и на рынке в районе станции метро «Житомирская», вот только здесь машины уже польской регистрации.

Как показало наше журналистское расследование, покупатели на нерастаможенные авто на этих рынках есть и, зачастую, берут «товар» даже не глядя. Так, типичный представитель «братков» конца девяностых, правда, с мобильным телефоном последней модели в руках, почти не глядя на автомобиль с ходу заявил одному из продавцов, что готов забрать Audi А6 за две тысячи долларов. И таких покупателей у торговцев хватает. При этом большинство из них приобретают такие машины отнюдь не для разборки или восстановления побитых «собратьев», хотя и такие есть, а именно для езды.

Людей, покупающих такие авто, не останавливает и то, что украинская фискальная служба совместно с полицией начала активное противодействие подобным «сотрудникам» иностранных фирм. Не страшат автовладельцев и штрафные санкции, которые могут им грозить в соответствии с Таможенным кодексом. Так, как сообщили в Государственной фискальной службе Украины, за превышение срока пребывания в Украине автомобиля с иностранными номерами на один день грозит его владельцу штрафом в 170 гривен. А вот превышение срока до десяти дней автоматически увеличивает сумму штрафных санкций до 3,4 тысяч гривен. Если же иностранное авто задержалось в нашей стране более чем на десять дней, то такие действия обойдутся владельцу в 8,5 тысяч гривен. Максимальный же штраф за нерастаможенный автомобиль достигает 17 тысяч гривен. При этом в фискальной службе добавили, что кроме штрафа владельца авто с иностранными номерами могут заставить заплатить и 300 процентов суммы всех наложенных платежей.

Однако, если «фискалы» только грозят серьезными штрафами владельцам «европейцев», то от вполне реальной угрозы стать «счастливым» обладателем угнанного авто, приобретая такие машины, они не застрахованы.

- Если при самостоятельной покупке машины за границей, будущий владелец вполне может избежать случайности покупки угнанной машины, то при такой покупке на стихийных рынках или через конторы по доставке такая вероятность возрастает в разы, - на правах анонимности говорит сотрудник полиции Алексей, занимающийся расследованием угонов автомобилей. – Ведь, как показывает практика, именно через такие рынки и фирмы воры пытаются «сплавить» угнанные автомобили. При этом совсем не обязательно, что ее умыкнули в той стране, номера которой на ней. При наличии современного оборудования злоумышленникам совсем не сложно найти в международной базе данных машину «двойника» угнанной у нас. А дальше дело техники – «перебиваются» номера агрегатов и кузова, напечатаются соответствующие документы, и вот вам уже готовый «европеец». А вот обнаружить неладное самому довольно сложно, так как не каждый сможет определить переваривались ли номера. Для этого нужен специалист и специальное оборудование. Кроме этого еще нужно официально обратится к дилеру компании, чтобы «пробить» vin-код автомобиля. А не каждая компания хочет это делать. Вот и колесят по украинским дорогам с «европейские» машины, которые ранее были украинскими. Недавно к нам обратился мужчина с заявлением, что обнаружил угнанную у него полгода назад машину. Правда, номера у нее были иностранные, но свое авто он узнал только ему известным признакам. Когда же начали проверять, то выяснилось, что номера на кузове переварены, а документы – фальшивые. А вот новый владелец об этом ни сном, ни духом. В итоге он лишился и машины и денег, которые отдал за нее делкам. Поиском злоумышленников мы сейчас занимаемся.