19 квітень 2024, П'ятниця, 18:45

Интернет-мошенничество в Украине набирает обороты

31 Січня 2017г.
Мошенники

В Украине  2016 году 63% всех случаев краж с использованием платежных инструментов пришлось на интернет-мошенничества. Еще 24% краж совершали в банкоматах, 9% — через системы интернет-банкинга и 4% через POS-терминалы (эквайринговая сеть). Об этом сообщили в Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА, пишет UBR.

"Тенденция сформировалась за последние два года. Мошенники сосредоточили свое внимание именно на держателях платежных карт", — рассказала заместитель директора ЕМА Олеся Данильченко.

Чаще всего пароли и личные карточные данные у украинцев выманивают либо через специально созданные сайты (фишинг), либо посредством личного общения мошенников с жертвой по телефону (вишинг).

В первом случае используют сайты, предназначенные для перевода денег с карты на карту, пополнения счета мобильных телефонов и т. п. Как отмечают в ЕМА, первый такой сайт в списке результатов поискового запроса будет фишинговым с вероятностью 98%. За год количество таких ресурсов выросло в 4,5 раза: с 38 в 2015 году до 174 в 2016-м. За 1-2 дня такой сайт может скомпрометировать 800-2500 карт.

Сотрудник отдела противодействия преступлениям в сфере электронной коммерции киберполиции Сергей Березюк советует перед тем как воспользоваться сайтом, проверить информацию о нем: изучить отзывы пользователей, черный список ЕМА, форумы, где потерпевшие обмениваются информацией о мошеннических ресурсах.

"Если украинский сервис зарегистрирован не на домене ".ua", то нужно сразу искать другой. Дело в том, что мошенникам невыгодно использовать этот домен. Только регистрация занимает 1,5 года, да еще надо иметь торговую марку", — добавила руководитель EMA Academy Раиса Федоровская.

Во втором случае (вишинг) держателю карты звонят по телефону и под видом сотрудника службы безопасности банка или call-центра требуют назвать все данные с карты (срок ее действия, коды безопасности и т. п.). Либо при помощи СМС-сообщения сообщают о выигрыше в несуществующей лотерее и вынуждают владельца карты позвонить мошенникам.

Растет также количество обращений в киберполицию в связи с фальшивыми интернет-магазинами. Потенциальную жертву заманивают большими скидками на дорогой товар, а затем требуют внести предоплату.

"Мошенники платят за контекстную рекламу и поднимают сайт в топ рейтинга поиска. Организуют фальшивые позитивные отзывы, а люди думают, что эти два фактора служат достаточной гарантией безопасности", — поясняет Березюк и советует не доверять позитивным комментариям на самом сайте и проверять его по другим источникам.

Также отмечается, что мошенники все чаще направляют свои действия не столько против банков, сколько против простых украинцев. Например, с 2014 года количество случаев скимминга (воровство данных с магнитной полосы карты при помощи специальных считывающих устройств) снижается. В прошлом году выявили всего 71 устройство, а в 2014 году — 215. То есть вероятность списания денег со счета при помощи изготовления дубликата карты снижается или, по крайней мере, не растет.