
Галина Котовская
Молодые сотрудники «Открытого таможенного пространства» после ухода грузинской команды из Одесской области остались у разбитого корыта, а одесситов лишили единственного в городе морвокзала .
В предыдущей статье «Год бутафорных реформ Одесской таможни» Резонанс подробно описал, как грузинский десант реформаторов вместе с начальницей Юлией Марушевской обманывали одесситов, выдавая существующие нормы законодательства за свои, лично придуманные, поручения (реформы). Сейчас мы расскажем о том, почему «Открытое таможенное пространство» является очередной пустышкой.
Старт таможенного «эксперимента»
15 января начальница Одесской таможни Юлия Марушевская объявила о наборе сотрудников в качественно новую таможню под названием «Открытое таможенное пространство».
Суть проекта состояла в том, что таможенники предоставляли бы платные услуги по заполнению таможенных деклараций и другим несложным операциям, которые ныне успешно выполняют частные брокеры за небольшую плату. В чем заключалась борьба с контрабандой, до сих пор неясно.
Обычно незаконную растаможку в Украине крышуют на уровне Кабмина, СБУ и Верховной Рады. Об этом известно многим, кроме, по всей видимости, Ю. Марушевской и М. Саакашвили. Но это неважно, так как Ю. Марушевская при помощи своего идейного наставника Михаила Саакашвили, словно цунами, во всех СМИ беспрестанно провозглашала о неотвратимости реформ Одесской таможне. Одним из самых долгожданных моментов в реформе на таможне стала адекватная минимальным потребностям гражданина зарплата – порядка 10 тыс гривен, но это в ближайшем будущем, а пока, первое время, новым сотрудникам придется поработать за 2 тыс гривен, заявляла так называемая грузинская команда реформаторов.
Вопрос должностного оклада должен был решаться на законодательном уровне. Накануне увольнения Ю. Марушевской Резонанс проверил выполнение обещания команды Михо о достойной зарплате для ребят, которых набрали в «Открытое таможенное пространство». Официальный ответ от таможенников очень сильно разочаровал – молодые люди, воспарившие от надежды на цивилизованную госслужбу, и далее получают такую же убогую зарплату, как и все остальные таможенники, – порядка 2 тыс гривен.
"Это беспрецедентное доверие, и я глубоко благодарна тем людям, которые подали свои резюме, поверили в нас и захотели стать частью чего-то большего, - заявила на брифинге 17 февраля Марушевская.
В ходе нашего мини-расследования мы пришли к выводу, что никто из грузинской команды реформаторов и не собирался добиваться для новых сотрудников таможни высокой зарплаты. Но для начала мы расскажем о том, каким образом проводился сам конкурс. В нем тоже были свои «сюрпризы».
«Непрозорый» конкурс
16 февраля Одесская таможня прекратила принимать заявки от соискателей на работу в новом терминале на Морвокзале. В кризисной экономике предложение команды Саакашвили звучало очень заманчиво, а гарантией успеха нового проекта выступал высокий политический рейтинг грузинских реформаторов. Многие молодые люди не могли и мысли допустить, что политик с международным именем сможет их подвести, что, в свою очередь, обеспечило весьма высокий интерес к конкурсу.
17 февраля Юлия Марушевская сообщила, что на одно место будут претендовать 15 человек. Большинство кандидатов из Одесской области, были и из других регионов – из Львова, Киева, Кривого Рога, Херсона, Днепропетровска, Луганска и др.
Сам конкурс растянулся на неприлично долгое время. О результатах стало известно только 28 апреля – спустя 2,5 месяца с начала его проведения. В этот день всем конкурсантам на мобильный телефон пришло СМС-уведомление от Одесской таможни ГФС.
Корреспондент Резонанса сумел разыскать одного из кандидатов на пост инспектора в «Открытое таможенное пространство». 29-летняя Оксана – профессиональный юрист с 7-летним стажем работы, окончила университет с красным дипломом. Сам конкурс прошла с оценкой «хорошо». Тем не менее ей было отказано в зачислении на работу в качестве инспектора отдела таможенного оформления.
- Когда мне пришло СМС, в котором Одесская таможня в двух словах написала «извините, мы Вас не берем», для меня это не было сенсацией, так как людей много, а мест в «Открытом таможенном пространстве» было мало. Я посетила сайт ведомства и, к своему сожалению, не обнаружила итоговый рейтинговый список кандидатов. Вместо этого они обнародовали алфавитный список людей, которых они отобрали. Полученный ответ показал, что конкурсная комиссия отбирала кандидатов на свое личное усмотрение, - рассказала Оксана.
Не согласиться с Оксаной невозможно, так как официальный ответ за подписью заместителя начальника Одесской таможни Семена Кривоноса действительно не несет никакого объяснения, почему она не была принята на работу. Так в чем же тогда заключалась прозрачность конкурса, если никому не понятно, какими мотивами руководствовалась конкурсная комиссия при отборе кандидатов? Где гарантия того, что не было традиционного кумовства?
«Мыльный пузырь»
О том, что никакой высокой зарплаты, как и самого проекта, не будет, стало известно еще задолго до окончания конкурса.
Грузинские реформаторы вместе с Ю. Марушевской намеревались обеспечить работу «Открытого таможенного пространства» через принятие Верховной Радой законопроекта «О применении временного специального режима таможенного контроля и таможенного оформления на территории Одесской области» .
Как они заявляли, свежеиспеченные таможенники будут получать зарплату в 10 тыс гривен только после принятия данного законопроекта. Отдельно обратим внимание, что законопроект был внесен в Верховную Раду депутатом от партии «Батькивщина» Сергеем Власенко только лишь 26 февраля, тогда как прием заявок на участие в конкурсе начали еще 15 января.
По-моему, любой здравомыслящий человек, искренне желавший, чтобы его проект заработал, для начала бы дождался принятия законопроекта парламентом. И вообще, порядочные люди не дают пустых обещаний. Но все было сделано наоборот – на работу были приняты 113 молодых людей, свято веривших, что Михо и ко предоставят им достойную зарплату, на ремонт Морвокзала было потрачено 30 млн гривен, а потом оказалось, что сам проект вне правового поля и денег на зарплату в 10 тыс гривен нет.
Еще 1 марта на сайте ВР появился вывод Главного научно-экспертного управления, который указал несоответствие предлагаемого законопроекта Конституции Украины, Таможенному и Криминальному процессуальному кодексам. Сам же законопроект был отозван еще 1 июля. Таким образом, после 1 июля было на 1000% понятно и известно, что никакого пилотного проекта в Одессе не будет!
Как сообщили «Резонансу» в Одесской таможне, по состоянию на 25.10.16 из 113 принятых сотрудников на работу в «Открытое таможенное пространство» остались 94 человека. Все они сейчас распределены по разным таможенным постам с обычной зарплатой примерно в 2 тыс грн. Часть из них приехала из других регионов страны, и обман с проектом очень сильно ударил по их финансам, поскольку таможня не предоставляет общежитие, а аренда жилья в Одессе - удовольствие не из дешевых.
На Одесской таможне поговаривают также, что большинство из молодежи Марушевской будет уволено, как только придет новый начальник. С нового года планируется повышение зарплат всем госслужащим, денег же в бюджете на всех не хватит.
- Сейчас по всем госорганам идет тенденция к сокращению. И у нас в том числе. Согласно законодательству под сокращение в первую очередь подпадут работники без трудового опыта. Жаль, конечно, ребят - они стали политической жертвой, - пояснил источник «Резонанса».
Давайте все-таки вернемся к вопросу о несоответствии Конституции законопроекта грузинской команды, который был призван лечь в правовой фундамент работы «Открытого таможенного пространства».
- Менять на одной таможне систему - неконституционно. Открытая таможня – неконституционно. Мы не можем сделать нормальные зарплаты таможенникам, - заявил на одном из Антикоррупционных форумов Михаил Саакашвили. В его выступлении не было никакой конкретики, аргументации того, почему специалисты при анализе законопроекта ошиблись. А ведь М. Саакашвили вроде как юрист-международник и, кстати, бывший министр юстиции Грузии.
Позицию украинских экспертов вы можете увидеть ниже на скрине. Выглядит она убедительно и основывается на конкретных нормах нашего законодательства. Полностью экспертный вывод вы можете прочитать здесь:
- Нельзя частично изменить систему, нельзя частично провести реформу, нельзя сделать полшага, - признала Юлия Марушевская в спецэфире UMN.
Нынешней Украине не позавидуешь - мало того, что мы стали одной из самых бедных стран Европы, так еще нам приходится противостоять военной агрессии. Граждане в буквальном смысле по копейке собирают средства для бойцов в зоне АТО. А в это самое время грузинская команда реформаторов тратит 30 млн гривен на реконструкцию Одесского морвокзала!
После они заявляют, что этого недостаточно и надо потратить еще денег на реконструкцию фасада, создание кинетического эффекта, мол, это очень красиво и непременный атрибут новой таможни.
Господа, а нельзя ли поскромнее? Может, есть другие помещения, приспособленные под офисные нужды, а не вокзал? Почему красивый фасад выступает синонимом слова «реформы»? Разве дорогущий фасад победит коррупцию? Кстати, администрация Одесского порта предложила «реформаторам» несколько альтернативных вариантов обустройства новой «прозрачной» таможни: в Морской галерее на 17-м причале, на 1-2 уровнях морвокзала, где уже квартирует таможня на площади 3000 кв. м. -
Самым логичным вариантом по всем критериям был транзитно-грузовой терминал (ТГТ) порта на ул. Одария. В мае 2005 года ТГТ был открыт именно как объект для таможенного оформления грузов по европейской системе «единого окна». Несколько гектаров территории, авторампа на 9 досмотровых окон, склад для таможенного хранения грузов, удобная дислокация на закрытой территории, к которой примыкает транспортная эстакада с окружной дорогой Одессы, с одной стороны и причалами для выгрузки судов - с другой. Однако таможня сделала ставку на красивую и нерациональную обертку, - заявили в Одесском портуРезонансу.
Как уже было сказано выше, команда «реформаторов» не планировала запускать «Открытое таможенное пространство», а всего лишь хотела создать видимость работы и почву для скандала.
Ведь в политике, как и в шоу-бизнесе, главное - привлечь к себе внимание. После того, как Марушевская перед своей отставкой обвинила во всех грехах администрацию Одесского морского порта, стали известны и другие факты, подтверждающие, что пилотный проект грузинов изначально был «мертворожденным ребенком».
Так, модного и дорогостоящего фасада не было в проекте, каждая страница которого была подписана Ю. Марушевской; изначально генподрядчику Одесская таможня вручила проект в виде простенькой презентации, сделанной в фотошопе; несколько месяцев ни один куратор от группы реформаторов не посещал Одесский порт.
Все эти подробности стали известны благодаря тому, что Марушевская и Саакашвили обвинили АМПУ в краже денег и, как следствие, остановке проекта «Открытая таможня». Портовики не стерпели такого оскорбления и опубликовали открытое письмо к экс-начальнице таможни на своем сайте , подробно описав безответственное отношение инициаторов грандиозной и ненужной перестройки морского вокзала.
К слову, в морском вокзале для пассажиров никто и нигде в мире еще не додумывался размещать таможенный терминал.
Вместо эпилога
"Открытое таможенное пространство" - это политическая афера. Спектакль, призванный создать ажиотаж, перерастающий в скандал вокруг главных героев. Теперь Саакашвили и Марушевская – "сакральные" жертвы старой системы. Одесситы же остались без единственного Морвокзала. А новые таможенники и вовсе - у разбитого корыта.