Warning: Undefined variable $slider in /usr/www/users/reson/wp-content/themes/resonance-new/single.php on line 97
Ярослав Берендаков, для Резонанса
В течение почти трех лет украинские чиновники не могут запустить систему фиксации нарушений Правил дорожного движения в автоматическом режиме. И пока министр МВД Арсен Аваков из года в год, как ветер в мае, кардинально меняет свое отношение к ней, количество смертей в результате ДТП остается на довольно высоком уровне. За два с половиной года, с 01.01.16 по 01.07.18, в Украине погибло 8 072 человека. В Европе наше государство занимает шестое место по количеству смертельных случаев на 100 тысяч населения – 9,11 погибших. Меньше всего на дорогах Старого света умирает в Швеции – 2,49 человек на 100 тысяч.
По своей смертоносности украинские дороги сопоставимы с зоной боевых действий. Цифры говорят сами за себя: по состоянию на 15.11.2017 за три с половиной года военных столкновений общее число жертв в зоне АТО составило 10 303 человек (по данным Управление ООН по правам человека), а в ДТП – 8 072 за 2,5 года.
Катастрофические потери среди мирного населения, оказывается, может нести не только война, но и слабый контроль за соблюдением Правил дорожного движения, а также «разбитая», слаборазвитая инфраструктура. Если последнее требует колоссальных вложений, то проблема отсутствия надлежащего контроля частично решается с помощью автоматических комплексов фиксации нарушений ПДД.
Несмотря на противоречивые заявления министра МВД, процесс «рождения» видеофиксации к концу 2018 года все-таки вышел на финишную прямую. Однако массовое появление камер в ближайшие год-два вряд ли стоит ожидать. На это указывают как нерешенные организационные вопросы при подготовке к запуску системы, так и наступающий год выборов.
В 2019 году накануне президентских и парламентских выборов власть в первую очередь будет сосредоточена на решении социальных проблем, нежели на снижении автокатастроф со смертельным исходом. Поэтому в следующем году Украина, скорее всего, в очередной раз заплатит тысячами жизней своих граждан за долгую раскачку чиновников при внедрении видеофиксации нарушений.
Хроника аваковских колебаний
Если в 2016 году Арсен Аваков обещал , что видеофиксация нарушений заработает в следующем году, то в 2017 году он заявил о том, что «сейчас это не самый важный момент». Объяснял несвоевременность «писем счастья» министр МВД необходимостью миллиардных инвестиций, что без кредитных ресурсов Украина не потянет, и тем фактом, что граждане, так сказать, морально не готовы получать по почте штрафы в большом количестве.
Осталось неразгаданным, почему на тот момент не рассматривался вариант с постепенной установкой камер фото- и видеофиксации, которые стали бы «зарабатывать» на новые камеры за счет потока штрафов. Ведь сам Арсен Аваков в 2016 году поделился с общественностью ошеломляющими результатами тестирования трех камер. За шесть часов они зафиксировали нарушений на 3 млн гривен.
Прошел еще один год и чиновники, вопреки негативным заявлениям Арсена Авакова, приступили к разработке необходимых для функционирования видеофиксации подзаконных актов.
Что касается предполагаемого, по мнению министра МВД, будущего шока у водителей от введения автоматической фиксации нарушений ПДД, то стоит помнить, что речь идет о сохранении не одной сотни человеческих жизней. Фонд Королевского клуба автомобилистов (RAC Foundation - на англ. яз.) в своих исследованиях не раз доказывал, что камеры видеофиксации снижают количество смертей и травм. Если говорить о стандартных камерах для фиксации нарушений ПДД, то их эффективность выражается в уменьшении серьезных аварий и смертельных случаев на 27%. Камеры, измеряющие среднюю скорость (не дают себя обмануть путем сбрасывания скорости перед самой камерой и являются более точными), снижают количество серьезных ДТП на 36%. За счет этого в Великобритании более благоприятная статистика по ДТП. В 2016 году на ее дорогах погибло 1 792 человека, а в Украине почти в два раза больше – 3 403. Стоит отметить, что население Великобритании составляет свыше 65 млн (плотность 259 чел./км кв.), а в Украине – 42,2 млн (72 чел./км кв.). Когда в 1992 году в Великобритании начали появляться первые камеры видеофиксации, количество жертв в ДТП было свыше 4 000 человек.
При отсутствии четкой политической воли подготовка к внедрению видеофиксации фактически стартовала только в конце 2017 – начале 2018 года. Тогда МВД пригласило общественность к обсуждению национального стандарта для приборов автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения. Без принятия этого стандарта показания любой камеры будут считаться недостоверными. Помимо этого, было принято постановление Кабмина от 10.11.17 «О функционировании системы фиксации административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме» . Позже, 21 декабря 2017 года , депутаты приняли изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Главные изменения касались распространения фото- и видеофиксации на нарушения правил остановки и стоянки. Одновременно с этим были внесены полезные изменения в нормы, принятые еще в 2015 году, касательно разграничения ответственности между собственником транспортного средства и его пользователем. Если в техпаспорт вписан пользователь автомобиля, то именно он и будет нести ответственность за нарушение ПДД, зафиксированное в автоматическом режиме. Вышеописанные изменения в КоАП вступят в силу 27 сентября 2018 года.
- С автоматической фиксацией нарушений ПДД в Украине произошло то же, что происходит у нас в большинстве случаев при принятии реформ. Верховная Рада своими изменениями в Кодекс об административных правонарушениях создала в конце 2015 года систему видеофиксации нарушений ПДД, но она не могла работать, так как не были разработаны технические стандарты и не были созданы сопутствующие законодательные акты, обеспечивающие работу системы. Ведь камеру кто-то должен устанавливать, обслуживать, проверять ее техническое состояние, рассылать штрафы и т.д. Иными словами, вместо внедрения видеофиксации с помощью пакета законов, подзаконных и нормативно-правовых актов у нас все делалось хаотично и без четкого графика. Только в июне 2017 правительство приняло «Стратегию повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине на период до 2020 года», в который расписаны кто, что и когда должен сделать для воплощения «писем счастья» в жизнь , - рассказала юрист Ирина Семененя.
Примечательно, что в середине 2016 года Национальная полиция, отвечая на журналистский запрос, вообще не заявляла о намерениях разработать новый Государственный стандарт Украины (далее ДСТУ) для видеофиксации, а объясняла отсутствие работающей системы автоматической фиксации нарушений ПДД длительностью создания базы данных автомобилистов для оперативного их информирования о полученных штрафах.
Только в середине 2018 года власти смогли представить более-менее четкий план действий. Об этом подробно написал начальник управления по взаимодействию с Национальной полицией МВД Украины Александр Соколовский в ответ на запрос журналиста. По его словам, кроме утверждения нового ДСТУ для камер автофиксации, надо еще подготовить и разработать ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты, которые регламентируют порядок эксплуатации автоматической системы фиксации, процедуру взаимного обмена информацией между центральными органами исполнительной власти, задействованными в процессе ее функционирования (Нацполиция, МВД, Мининфраструктры, Госпогранслужба, Государственная исполнительная служба, Национальный оператор почтовой связи).
Недоделки в системе
Начальник Главного сервисного центра МВД Украины Владислав Криклий у себя на страничке в Facebook написал, что также ожидается принятие изменений в Бюджетный кодекс, которые распределят поступления от штрафов, зафиксированных в автоматическом режиме, между государственным и местными бюджетами. Это будет способствовать активному развитию системы в регионах. Предполагается, что 30% будет зачисляться в специальный фонд Госбюджета, а 70% - в общие фонды бюджетов городов районного значения, сельских и поселковых бюджетов.
Тем не менее, пока что данный законопроект лежит в Бюджетном комитете ВР с 29 сентября 2016 года для ознакомления его членами.
Остался без официальной реакции со стороны депутатов ВР тревожащий общество тезис, что прописанная в КоАП ответственность владельца автомобиля за нарушение ПДД не соответствует статье 62 Конституции Украины, которой закреплена презумпция невиновности. Что делать судам, когда система начнет работать, а ее завалят исками водители, ссылаясь на то, что управление транспортным средством конкретным человеком (собственником или пользователем ТС) в момент совершения нарушения ПДД не было доказано?
Разработанный проект ДСТУ позволяет камере фиксировать следующие нарушения:
- превышение установленных ограничений скорости движения транспортного средства (ТС), в том числе измерение средней скорости ТС;
- проезд на запрещающий сигнал светофора;
- нарушение правил движения через железнодорожный переезд;
- нарушение правил остановки/стоянки;
- нарушение правил движения и стоянка на полосе для маршрутных ТС;
- нарушение установленного для ТС запрета выезда на полосу встречного движения;
- нарушение установленного для ТС запрета двигаться по тротуару или пешеходным дорожкам.
Как видим, в этом списке функций камер отсутствует выезд за стоп-линию, выезд на перекресток на красный свет или при заторе, контроль движения по полосам, поворот из другого ряда. Хотя технически камеры способны распознавать данные нарушения.
Не учтен опыт хитроумных водителей России, где система автофиксации нарушений действует уже свыше 10 лет. Там шофёры выдумали десятки эффективных и не очень способов, как обмануть камеру. Поэтому украинским законодателям стоило бы задуматься об усилении ответственности за заклейку номерных знаков и использование прочих приспособлений, не дающих камере считать номер. Сейчас за нечитаемые госномера штраф составляет 170 гривен, при повторном нарушении за год – 255 гривен или изъятие автомобиля.
Не разработан и обещанный личный кабинет для собственников транспортных средств на сайте Сервисного центра МВД, где они могли бы вносить номер своего мобильного телефона для оперативного оповещения о фиксации нарушения ПДД. СМСка на телефон в случае несогласия водителя с показаниями камеры позволит избежать долгих разбирательств по данному факту, заодно усилив превентивную меру от работы автофиксации нарушений ПДД.
При нынешних обстоятельствах, когда видеофиксация только появилась на горизонте обозримого будущего, Украина в вопросе безопасности на дорогах и борьбы с нарушениями отстает от стран Западной Европы примерно на 30 лет и вместо того, чтобы одновременно внедрить и наверстать отставание, чиновники делают это «половинчато». Не рассматриваются все возможности системы, а также негативный опыт других стран.
Так когда же?
Депутаты Верховной Рады еще не приняли законопроект, направляющий 70% от суммы штрафов в местные бюджеты, как в августе 2018 году на заседании остоянной комиссии Одесского облсовета по правоохранительной деятельности было презентовано оборудование для автоматической фиксации нарушений от одной из компаний, а именно от «Украинские системные инновации». Предварительно Национальная полиция в Одесской области предлагает установить 60 камер ориентировочной стоимостью 38 млн гривен. Учитывая ограниченность ресурсов областного бюджета, депутатам будет трудно решиться на включение покупки камер в программу областного бюджета «Безопасная Одесчина».
- Если областной бюджет будет тратить средства на установку и обслуживание камер и тут же возвращать их в виде поступлений от штрафов, то я думаю, что выделение денег на покупку комплексов автофиксации поддержит большинство депутатского корпуса. Самоокупаемость камер и есть тем механизмом, который позволит нам без особых трудностей навести порядок в сфере дорожного движения, - объяснил член постоянной комиссии Одесского облсовета по правоохранительной деятельности Александр Адзеленко.
Единственно, процессу по созданию системы автофиксации нарушений, который так мучительно долго продвигался на протяжении трех лет, могут помешать предстоящие выборы. Политикам и чиновникам будет важнее «засыпать» свои избирательные округа деньгами, чем сократить уровень смертности на дорогах. Да и борьба на выборах обещает быть настолько острой, что даже подумать об автоматической фиксации нарушений особо времени не будет. Повлиять на ситуацию может только общественный запрос на наведение порядка на украинских дорогах, где творится самый настоящий кровавый хаос.
Рисунок: Святослав Лаврусенко, для Резонанса