» О создании Бюро экономической безопасности

09 март 2021, Вторник, 03:17

О создании Бюро экономической безопасности

26 января 2021г.
0
internal audit concept - woman with magnifying glass inspecting documents

Александр Бабиков

Мы оказались на пороге принятия нового закона о создании БЕБ, (проект3087-Д) который уже подготовлен ко второму чтению.

Об основной части Закона говорить нет смысла. Много хороших и красивых слов, гарантий, надежд. Очень похож по структуре и формулировках на законы о НАБУ и ГБР, со всеми вытекающими последствиями и недостатками.

Создаст ли он прозрачные отношения между новосозданными правоохранителями и бизнесом, как акцентируют внимание разработчики? Попробуем разобраться.

Сам закон, всего лишь красивая форма, обертка, к которой претензий почти нет. Ну разве, что хотелось бы узнать у разработчиков и идейных вдохновителей, в какой именно стране ЕС на руководящие должности таких органов назначаются через конкурсные комиссии, созданные из разнообразных общественников, где существуют аналогичные Рады общественного контроля с такими же полномочиями? В Европу все таки идем, хотелось бы конкретики, да сравнить.

А реальное наполнение закона заключается в определении, чем именно будут заниматься детективы БЕБ и насколько это облегчит нелегкую участь бизнеса.

Подследственность детективов БЕБ авторы предлагают немного расширить по сравнению с нынешними полномочиями следователей налоговой милиции. Но в первую очередь за счет ряда хозяйственных преступлений, которые в реальной жизни встречаются довольно редко.

При этом такие распространенные преступления, которые имеют реальное влияние на экономическую безопасность как: подделка денег, лотерей, акцизных марок, платежных карт, документов на денежные переводы, контрабанда, в том числе и лесоматериалов, незаконная деятельность казино, незаконное завладение имуществом предприятий, легализация средств, добытых преступным путем, незаконный оборот металлолома, изготовление и выпуск контрольных марок для продукции в сфере интеллектуальной собственности, вывод на рынок опасной продукции, так и останутся подследственными другим правоохранительным органам.

Кроме того Национальная полиция продолжит расследовать преступления против собственности, и в первую очередь ст. 191 (хищения) и ст. 190 (мошенничество), а СБУ ст. 258-5 (финансирование терроризма). По этим статьям как «кошмарили» раньше коммерсантов так и будут «кошмарить».

Безусловно есть позитив, что предлагается дополнить ст. 382 УК и установить уголовную ответственность за умышленное невыполнение решений следственного судьи. Это важно, когда правоохранители тупо игнорируют решения судей и не возвращают арестованное или просто изъятое имущество, которое судья обязал вернуть. Позитивным есть и предложенный запрет работать оперативным подразделениям со следователями не своего ведомства. Уменьшит коррупционные риски.

Можно ли считать позитивом, что предлагается разрешить расследование дел по уклонению от уплаты налогов и платежей в Пенсионный фонд только при наличии акта документальной проверки вопрос очень спорный.

Во-первых в проекте не указано, что с таким актом должен быть ознакомлен плательщик налогов или, что по нему есть налоговое уведомление-решение. Ведь никто не исключает, что акт проверки может быть по одному контрагенту, а «работать» будут по всем в цепочке, с проведением обысков, изъятием документов и арестом имущества. Повлияет ли на «климат» ведения бизнеса возможность написать акт камеральной проверки и отослать его, не отсылая, после чего сразу же начать расследование во всех лучших традициях?

Поэтому остается вопрос, нужно ли для таких изменений разводить весь «сыр-бор» с созданием БЭБ, если весь позитив можно достигнуть внесением точечных изменений в несколько статей УК и УПК?

Читайте Резонанс в Facebook и подписывайтесь на наш канал в Telegram

128836698_175891514210551_4054320200700528001_o
Олександр Бабіков Кандидат юридичних наук за спеціальністю кримінальне право та кримінологія