13 квітень 2024, Субота, 09:47

Политическая нецелесообразность. Белорусы не верят в компенсацию за инцидент с самолетом «Белавии»

28 Жовтня 2016г.
96e79ef9697e1583662e4f72c12073031bb23482

Вадим Довнар, для Резонанса

Белорусские власти, скорее всего, предпочтут замять скандал с самолетом авиакомпании «Белавия», ограничившись формальными извинениями украинцев. Это произойдет в том случае, если в ситуацию не решит вмешаться российское руководство, в плотной зависимости от которого находится официальный Минск. Между тем, информационную выгоду от белорусско-украинского конфликта получила именно Москва.

Почти неделя прошла с момента возникновения конфликтной ситуации в украинском небе. Напомним, 21 октября самолет белорусской авиакомпании «Белавиа» развернули в 50 км от границы и вернули в Киев по требованию СБУ. При этом диспетчер якобы угрожал, что в противном случае могут быть подняты истребители. Причиной разворота стал один из пассажиров, якобы могущий угрожать национальной безопасности. Им оказался гражданин Армении Армен Мартиросян, у которого силовики искали «накопитель информации». Последний в итоге найден не был. Мужчину отправили в Минск следующим рейсом. «Белавия» заявила, что, подсчитав убытки, будет взыскивать их с «Украэроруха». Обещали белорусы и опубликовать соответствующие переговоры пилотов и диспетчеров. Однако, на данный момент этого не сделано.

Далее МИД Беларуси вызвал на ковер украинского посла, а также дал задание послу РБ в Украине Игорю Соколу вручить ноту протеста украинскому внешнеполитическому ведомству. В свою очередь, находящийся уже в РФ Мартиросян, готовится подавать иски в украинские и европейские суды.

За прошедшие с момента инцидента дни, ряд украинских экспертов заявил, что поскольку речь шла о национальной безопасности, то ничего необычного в решении украинских спецслужб не было. Дескать, при любом подозрении правоохранители передают информацию в «Украэрорух», от диспетчеров которого уже поступает команда борту. И при этом не нужно никаких угроз. Пилоты самолета, пока находятся в зоне киевского диспетчера, должны беспрекословно выполнять его приказы, что и было сделано.

Белорусы, однако, с таким подходом не вполне согласны, настаивая на том, что украинская сторона должна если уж не выплатить компенсацию, то хотя бы признать себя виновной и принести соответствующие извинения.

Так военный эксперт Андрей Поротников в комментарии «Резонансу» заявил, что «у украинских силовиков отвратительная координация, если пограничники не знают, кто в стоп-листе СБУ». «В принципе, ситуация для украинской стороны очень дискредитирующая. В Беларуси уже устали от украинской проблематики. А тут шумная новость и сразу негативная».

Заявляя претензии, Беларусь повела себя абсолютно адекватно, − считает политический аналитик Кирилл Позняк. «Белавия» пострадала финансово, МИД не мог не отреагировать нотой на создание опасности жизни граждан Беларуси. Это формально справедливые претензии. Если бы их не прозвучало, то белорусы возмутились бы, почему власти молчат. И тут неважно, на чьей ты стороне в украино-российской войне. Тут прежде всего национальный интерес и честь Беларуси. Если Украина лажанулась, то так и надо говорить. И общественное мнение, в том числе оппозиционной и украинофильской публики, по моим наблюдениям, совпала с реакцией белорусских властей».

Солидарен с ним и корреспондент независимого белорусского телеканала «Белсат» в Бельгии Алесь Силич: «Я бы сказал, что это обычные действия спецслужб, которые могут и должны производиться компетентными органами и сотрудниками, если на это есть необходимость. Другое дело, что компания «Белавиа» совершенно справедливо выставила требования возместить финансовый ущерб, вызванный возвратом судна в аэропорт Киева, которые, возможно, не будут удовлетворены. Я бы, на месте «Белавиа», включил бы в иск еще и моральный ущерб, который понесли пассажиры в связи с нервной обстановкой и опозданием к месту назначения».

Инцидент вызвал в Беларуси непонимание и закономерные вопросы, − говорит военный корреспондент Дмитрий Галко. «Почему Мартиросян не был задержан до посадки в самолёт? У них что, компьютер завис, информация о нём высветилась на мониторе только через полчаса? Почему он был отпущен после задержания, да ещё, если верить его словам, по «звонку другу»? Понятно, что недоумение вызвали угрозы поднять в воздух истребители. Выглядит как-то немного слишком, учитывая, что там был всего лишь Мартиросян, которого ещё и отпустили в итоге».

Отметим, что все собеседники «Резонанса» так или иначе отмечают, что в сложившейся ситуации имеется и политическая составляющая. От нее во многом зависит и то, как конфликт разрешится.

«В Украине много хаоса, который усугубила психология состояния войны. Думаю, в этом состоит причина инцидента. Украинская сторона по инерции ведет информационную войну, доказывая свою правоту. Забыв, что это не Москва, а Минск. Причем, учитывая зависимость от Кремля, Минск еще и симпатизирует Украине. Именно Москва выиграла от этой ситуации, если иметь ввиду резонанс», − считает Позняк.

Галко же замечает, что «перестраховка» украинцев оправдана: «У демократически настроенного сообщества в Беларуси есть презумпция доверия к действиям Украины, связанным с её безопасностью. Все прекрасно понимают, что несмотря на дружественные телодвижения руководства нашей страны, официальную Беларусь нельзя в полной мере считать союзником Украины. Поэтому нельзя сказать, что инцидент вызвал бурю возмущения. Не обладая всей информацией, можно предположить, что самолёт пришлось вернуть, потому как рассчитывать на содействие белорусских властей нельзя было − они бы действовали скорее с оглядкой на Россию». При этом он добавляет, что многие в Беларуси говорят о некоей подставе с целью рассорить белорусов и украинцев, но, по мнению Галко, это скорее свидетельствует вот о той самой презумпции доверия к Украине. Эксперт считает, что в данном случае скорее можно говорить об эксцессе исполнителя.

Так или иначе, считают опрошенные белорусские наблюдатели, но без вмешательства России, Минск, скорее всего, удовлетворится извинениями. «Извинения − возможно. Компенсация − однозначно нет. Дело в том, что «Белавиа» неплохо зарабатывает на закрытии прямого сообщения РФ − Украина. Поэтому в Киеве ей быстро объяснят, что свою компенсацию они уже получили авансом», − считает Поротников.

«Думаю, никто нам ничего не возместит. Нет ещё у нас привычки платить по счетам. Ни у нас, ни у украинцев, к сожалению», − соглашается Силич.

«Не исключаю, что в результате переговоры белорусских пилотов и украинских диспетчеров опубликованы не будут, чтобы не было эскалации инцидента. Минск и Киев договорятся не раздувать скандал. Если, конечно, про обратное Лукашенко очень настойчиво не попросит Путин», − резюмирует Позняк.