Российские авиакомпании, которые остались без доступа к импорту новых самолетов, запасных частей и полноценному техническому обслуживанию из-за международных санкций, к концу десятилетия рискуют потерять значительную часть своего гражданского флота. По оценкам Службы внешней разведки Украины, до 2030 года из эксплуатации выйдут 109 иностранных самолетов, а также 230 советских машин, возраст которых достигает 40–60 лет.
Об этом сообщает Резонанс
Влияние санкций на авиационный парк России
По данным разведки, на российских перевозчиков в настоящее время приходится 1135 самолетов, однако реально используются лишь 1088 – остальные уже разобраны на запчасти. Прогнозируется, что при текущих условиях в течение следующих пяти лет Россия потеряет почти половину своего гражданского авиапарка.
«Сейчас у российских перевозчиков 1135 самолетов, из них летают лишь 1 088 – остальные уже разобраны на запчасти. Если тенденция сохранится, за пять лет Россия потеряет почти половину гражданского авиапарка» – сообщили в разведке.
Кроме самолетов, в СЗР отмечают и планы списания более 200 вертолетов, большинство из которых изготовлены на предприятиях самой России. Главной причиной этого называют санкционные ограничения, которые лишили перевозчиков возможности качественно обслуживать иностранную технику. Для продолжения использования старых советских самолетов Росавиация искусственно продлевает сроки эксплуатации до 60 лет, игнорируя реальное техническое состояние машин. Также безосновательно увеличивается ресурс двигателей SaM-146 для самолетов «Суперджет».
Проблемы с производством и поиском резервов
Несмотря на государственные планы по увеличению собственного авиастроения, реальные результаты оказались крайне скромными: в 2022–2025 годах к флоту добавилось лишь 13 новых самолетов вместо запланированных более 120. В 2025 году авиазаводы передали перевозчикам лишь одну машину из 15 запланированных. С целью компенсации дефицита самолетов Москва пыталась арендовать воздушные суда за границей, но после отказа Казахстана, Катара, Кувейта и Эфиопии авиакомпании были вынуждены перейти к использованию внутренних резервов. В частности, грузовая компания «Волга-Днепр» передала «Аэрофлоту» восемь самолетов Boeing для разборки на запчасти и поддержки работы остального флота.
Параллельно с техническими проблемами растет и международный прессинг. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в своей последней резолюции обвинила Россию в дестабилизации глобальной авианавигации из-за систематических помех GPS и призвала прекратить нарушения международного авиационного права.
Кроме того, на Бельгию усиливается давление с призывами разрешить использование замороженных российских активов для создания «репарационного кредита» Украине, особенно после того, как ряд западноевропейских стран, в частности Берлин, изменил свою позицию по этому вопросу.