Головна Экономика Цены на авиатопливо и дизель в Европе выросли до максимума из-за угрозы поставкам

Цены на авиатопливо и дизель в Европе выросли до максимума из-за угрозы поставкам

В Европе зафиксировано рекордное за последние 15 месяцев увеличение цен на дизельное и авиационное топливо. Причиной такого скачка стали опасения по поводу перебоев в поставках нефтепродуктов с Ближнего Востока, где в последнее время обострилась ситуация из-за войны между Израилем и Ираном.

Об этом сообщает Резонанс

Рост цен и зависимость от импорта

Согласно данным Argus, после начала боевых действий в прошлую пятницу наценка на дизель по сравнению с нефтью марки Brent подскочила на 60%, а на авиатопливо — на 45%. Это вызвано беспокойством, что перебои в транспортировке топлива из стран Персидского залива могут существенно сократить предложение на европейском рынке, особенно накануне летнего сезона путешествий.

Несмотря на то, что стоимость нефти Brent за этот период выросла примерно на 9% и достигла почти $77 за баррель, эксперты подчеркивают: глобальный рынок нефти остается достаточно обеспеченным, а Израиль в настоящее время не наносит ударов по нефтяной инфраструктуре Ирана.

Рост именно цен на нефтепродукты, а не на сырую нефть, подчеркивает сильную зависимость Европы от импорта топлива с Ближнего Востока. По словам Джорджа Мейера-Боннетта из компании Argus, любая нестабильность в Ормузском проливе, через который проходят ключевые маршруты экспорта энергоносителей из стран Персидского залива, прежде всего повлияет на европейский рынок дизеля.

«Это один из самых резких скачков неделя к неделе», — говорит Джордж Мейер-Боннетт из Argus. Он предупреждает: любая нестабильность в Ормузском проливе, через который проходят экспортные маршруты нефти, газа и топлива из Персидского залива, прежде всего ударит по европейскому дизелю.

Последствия для европейских стран и рентабельность рынка

В прошлом году более 20% всего импортированного дорожного дизеля в ЕС, Великобританию и Норвегию поступали из стран Персидского залива, в частности из Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ. Для авиатоплива эта доля еще больше: более половины импорта европейских стран приходилось именно на эти государства, что составляет около 13 млн тонн, по информации аналитиков Kpler.

Великобритания оказалась под наибольшим риском из-за такой зависимости: в 2024 году она импортировала примерно треть дизеля и две трети авиатоплива именно из этого региона.

На четверг стоимость барреля авиатоплива была на $27 выше, чем Brent, а дизеля — почти на $29. Джордж Мейер-Боннетт отмечает, что рост цен потребители и авиакомпании почувствуют не сразу, поскольку большинство операторов используют хеджинговые стратегии для защиты от резких колебаний цен.

В то же время рентабельность производства бензина в Европе снижается из-за слабого спроса как на внутреннем рынке, так и в традиционных странах-импортерах, в частности в США, Канаде и Нигерии.

Важным фактором для европейского рынка стало введение в эксплуатацию нефтеперерабатывающего завода Dangote в Нигерии, которая ранее была вторым по объемам рынком экспорта бензина из Европы. Теперь, по словам Мейера-Боннетта, объемы экспорта в Нигерию сократились вдвое.

Читайте також