01 червень 2023, Четвер, 05:52

Смена караула: год спустя

4 Серпня 2016г.

Александр Барченко, для "Резонанс"

Сегодня на Софийской площади Киева празднуют годовщину со дня основания новой украинской полиции. Первая годовщина - это повод подвести первые итоги.

Вообще, как-то странно: дело в том, что не в августе, а в аккурат 4 июля 2015 года на этом месте приняли присягу первые полицейские, которые, как тогда писали, «прошли строгий отбор и специальную подготовку по программам, применяемым в США». О причине переноса на месяц торжеств нам неизвестно и остаётся только догадываться – то ли это приурочено к возвращению министра Авакова из отпуска, то ли ко Дню независимости США - как благодарность за подаренную Украине год назад полицейскую форму.

Спасибо японо-французскому автопрому!

Между тем, за год много воды утекло, форма поизносилась; многим присягнувшим год назад, она, вроде как и ни к чему – кто-то уволился, кого-то уволили, кто-то осуждён, кто-то вообще расстался с этим светом – много аварий, немало ушедших от нас. Благо, что не от пуль; совсем недавно в Харькове, перед тем – в Виннице погибли офицеры, правда, вне службы и не на служебном автомобиле.

Только японское качество автомобилей Toyota Prius, несмотря на их женственный облик, всё же реально спасли жизни многим выходцам из жашковских и козелецких сёл, усевшихся за руль и включивших весёлую «гирлянду», вояжируя по улицам столицы. Авто были выбраны госчиновниками как патрульные, но стали «героями» доброй сотни ДТП - благодатная тема для многих сайтов, тем паче, что приключения новобранцев на Toyota Prius случаются через день.

ХарьковОднако, феминизированные Prius’ы – это цветочки в сравнении со следующим приобретением полиции – «пирожковозами» Renault Kangoo, поставленными на службу правопорядка; в заднем отсеке миниатюрной машины вместо пирожков теперь возят в наручниках особо буйных задержанных, возможно, ещё помнящих «комфорт» милицейских УАЗов, прозванных за яркий жёлтый цвет «канарейками».

Кстати, куда-то исчез немалый парк автомобилей отправленной в отставку милиции - Skoda Octavia, Volkswagen Passat, да те же ВАЗы и УАЗы; сегодня реформаторов и их окружение это особо не интересует, хотя состоявшие на балансе МВД и не новые, но ухоженные транспортные средства приобретены на деньги госбюджета, а не за неведомые «киотские выбросы», как теперь.

Гараж МВД на Довнар-Запольского знает тайну испарившихся автомобилей, пусть и со следами милицейского произвола времён узурпатора, но ему, видно, велено молчать – чем не тема специального расследования?

Где вы, «канарейки» и «буханки», одной лишь надписью на борту «Милиция» наводившие порядок на улицах распоясавшегося ныне Киева?

Расслоение ездунов

371737765Спокойнее ли стало на дорогах Украины спустя год после «смены караула»? Прежние ГАИшники уже на пенсии и вспоминают славные времена сидения в кустах с радаром после знака «40». Или пин-код в беседе с любым остановленным знаком жезла «Лексуса»: «Нарушаем?»

Теперь всё строго, как говорят. И вот парадокс – общество расслоилось как в жизни; одни нарушители стали с удовольствием отдавать купюры для штрафов полицейским, тут же постить селфи в социальных сетях и восторги, близкие к оргазму, типа: «Только что дерзко нарушила правила дорожного движения. В центре Киева. Через двойную сплошную. 
Патрульный пристыдил и начал выписывать штраф. Хотела коррумпировать. Искушала минут 15. По всякому. Непоколебим. 
Уплатила, повинилась, передала куму, большой шишке в Нацполиции привет! И уехала на работу. В отличном настроении))».

Да, мажоров никто не отменял, и привыкшие к мохито в жаркий полдень не поведутся на стакан воды из-под крана. Другие же, увидев в газетах штрафы-страшилки в 500-10 200 грн, вообще перестают ездить на автомобилях, экономя не только на штрафах, но и на бензине.

«Дредноуты» на дорогах

Проверенным средством повышения градуса любви автомобилистов к власти или наоборот – лютой ненависти, является введение или же отмена техосмотра.

Сейчас отменённый ранее ТО возвращается. С какой целью?

atats_2Президент ассоциации «Всеукраинское объединение торговцев транспортными средствами» Константин Комендо прокомментировал "Резонансу" законопроект №4683 о возврате техосмотра: «Странно, что законодатель вдруг на первый план выдвинул экологические показатели автомобиля в стране, где более половины автомобилей официально такой ТО не пройдут! Это – повод для разрастания коррупции, не более того. Владельцы «Волг», «Жигулей» и прочих бусов 1990 года ТО не пройдут точно, но они продолжат ездить по дорогам, потому что купить талон ТО всё же дешевле, чем купить новый автомобиль! Это не прописано в законопроекте в разделе «Риски», но это – неизбежный путь к взятке», - подчеркнул эксперт.

Кстати, именно эти «дредноуты» фигурируют чаще всего в сводках о ДТП – нет поворотников, нет «стопов», глушитель на проволоке и лысая резина, но зато тонированные стёкла и «шансон», слышимый из Крыжополя в Киеве.

Все помнят рекорд 2008 года – украинцы купили почти полмиллиона новых автомобилей и наш быстрорастущий рынок был назван самым привлекательным в Европе. Теперь 50 000 продаж в год, и померкшая былая слава.

Посчитаем, сколько лет прошло с 2008 - вот и получается, что две трети страны ездит на очень подержанных авто!

Трассы смерти

385649949Автомобилисты – народ недоверчивый, но как-то установилось или слух прошёл, что после проведения Евро 2012 можно будет без опаски ездить по дорогам. Оказалось, что нет! Разворовано всё; дороги в Украине есть, но только три - от Киева до Чопа, над которой бились много лет итальянцы и турки, азербайджанцы и молдаване – но получилось! Затем - от Киева до Межигорья, понятно, да, и от Дымера до Сухолучья, где ранее размещалась правительственная резиденция. Последнее шоссе протяжённостью всего 22 км, кстати, взяли в оборот велосипедисты – оно оказалось лучшей велосипедной трассой Украины.

Всё остальное – это участки с неплохим дорожным покрытием, а реально - трассы смерти. Потому что, обманувшись на свежем бархатном асфальте и «притопив», вы вдруг вылетаете на колдобину и последующие за ней ямы. Самым жутким, можно сказать, проклятым, местом, является, к примеру, 25-ый километр автодороги М-05 международного значения Киев-Одесса. Призрак с косой витает над этим километром уже не один год, гибнут люди. Не в лучшем состоянии другая «магистраль» - М-03 на Харьков; это там, где даже Председатель Конституционного суда Баулин не справился с управлением, погубил людей и сам едва отошёл от травм, из последних сил признавая конституционными все неконституционные правки Основного закона нынешними вождями.

Типичный протокол осмотра места происшествия: «В результате попадания в яму на дороге у транспортного средства лопнуло колесо, его повело на встречную полосу и маршрутка с 15 пассажирами перевернулась».

Вы спросите: «А при чём здесь новая полиция?» Да не при чём – это фиксаторы аварий.

Об очковтирательстве

Главным показателем успешной работы любого ведомства являются статистические показатели. Мёда накачали на 5 тонн больше, чем в прошлом году – хорошо! Украина импортировала из России в прошлом году 110 т лука на сумму $24,1 тыс., зато из Китая на $5,823 млн. – ну, а где его брать? Не в Запорожье же?

191382В МВД любой страны вам объяснят, что показателем чёткой работы дорожно-патрульной службы является уменьшение числа ДТП и снижение смертности на дорогах вследствие безупречной работы полиции, в том числе предупредительной, профилактической. А что у нас?

Мрачная статистика преследует рядового украинца всюду - за рулём тоже. Каждый день на вышеуказанных и иных трассах и просёлках, улицах и даже во дворах с участием автомобиля совершаются происшествия, приводящие к летальному исходу. Вот цифры…

Два года назад, в 2013 году было зарегистрировано 30 681 ДТП, в которых погибло 4833 человека. За прошедшие полгода 2016 положение вроде бы как изменилось к лучшему только 12 224 случая и всего 1417 летальных. Тут бы время сверлить дырки на погонах под очередную звезду или накрывать столы, но…

Не следует забывать, что в нынешней благозвучной статистике не фигурирует Крым и Севастополь – там по статданным МВД за І полугоде 2016 года вообще нулевые показатели по ДТП. Зато раньше они стабильно занимали 10 процентов в общем числе ДТП; густонаселённые прежде Донецкая и Луганская области также «утяжелили» показатели 2013 года. Зато теперь там смешные цифры, сообщающие, что число ДТП уменьшилось, например, в Донецкой области, в 5 раз по сравнению с 2013!

Иными словами, победными рапорты нынешних полицейских ну никак не назовёшь…

Вместо заключения

1648828О пользе реформирования милиции говорят уже много лет, через три недели будем отмечать четвертьвековой юбилей разговорам. Однако почему под колёса реформации вместо органов правопорядка попадают всё чаще рядовые жители Украины?

К милиции возврата нет и не будет – и это главный итог годичного существования полиции; но и с такой полицией, лишённой опыта, не умеющей оформить протокол – суды заворачивают, растерявшей сеть доверенных лиц и агентов, но умеющей переводить старушек через дорогу и спасать кошек, нам ничего хорошего не светит!

На пенсию изгнаны все или почти все – среди них те, кто пользуется авторитетом не только здесь, но и в Европе и в мире; те, кто стоял у истоков создания правовой базы независимой Украины, пережил разгул криминалитета и ОПГ в 90-е и победил… Как можно не считаться с их колоссальным опытом, руководствуясь лишь тупыми выводами типа «был на службе у режима»?

И можно ли с помощью новой вооружённой силы, каковой является полиция, заставить население не воровать еду в «Ашане», носить старые ботинки, но купить экологически чистый автомобиль взамен родной «копейки»?

P.S. Автор выражает признательность сайту Управления безопасности дорожного движения МВД Украины за предоставленные статданные об аварийности на дорогах.