28 березень 2024, Четвер, 17:22

Уманский бакшиш

27 Січня 2017г.
Снимок экрана 2017 01 27 в 13.25.00

Алексей Матусевич, для Резонанса

Кабинет министров не оставляет попыток урегулировать дипломатический конфликт с Израилем. В качестве одной из «взяток» называют строительство хассидского аэропорта в Умани. В ходе экономического форума в Давосе состоялся очередной раунд переговоров по этому проекту. В то же время эксперты считают его откровенно провальным – не понятно, кто заплатит за новый аэропорт.

После скандального голосования Украины в ООН по вопросу Палестинских территорий и ответного демарша израильской стороны, правительство Владимира Гройсмана оказалось в непростой ситуации. С одной стороны, непосредственно к голосованию в ООН глава украинского Кабмина не имел отношения. С другой – его сделали крайним и не пустили с «правительственным» визитом в Израиль.

Груз репутационного негатива явно давил на подсознание и надо было как-то искать выход из дипломатического тупика. Набор стандартных заявлений о переговорах по поиску компромисса явно не тянули на вариант решения проблемы. И в качестве такого выхода в начале января появился проект строительства хассидского аэропорта в Умани.

Многие эксперты сразу же раскритиковали проект, однако в Кабмине продолжают настаивать на перспективности аэропорта. Более того, якобы в ходе международного экономического форума в Давосе проходили некие секретные переговоры о выделении $140 млн инвестиций в проект.

«Резонанс» опросил ряд экспертов и вот что выяснилось.

Действительно переговоры о строительстве нового аэропорта ведутся последние десять лет. До сих пор проект считался отдаленной перспективой, т.к. пассажиропоток хасидов в Украину насчитывал порядка 20 тыс человек в год. Однако последние несколько лет он стабильно растет и в прошлом году уже составлял порядка 50-55 тыс человек.

В 2017 ожидается рост еще на 15-20%. Но и тут есть свои нюансы. Дело в том, что из этого потока на чартерную программу в Борисполе/Жулянах пришлось около 25 тыс пассажиров, еще порядка 15 тыс человек прилетело на регулярных рейсах. По 3,5 тыс паломников приняли Одесса и Винница. Остальные до Умани добирались наземным транспортом.

Как подчеркивают опрошенные эксперты рынка, около 60% всех паломников прилетели на чартерных самолетах большой и сверхбольшой вместимости – Boeing 757 или Boeing 747. Этот нюанс имеет серьезное значение. Дело в том, что в Умани со времен СССР базировалась учебная военная часть, которая использовала учебно-боевые самолеты L-39. Для такой техники достаточно было взлетно-посадочной полосы шириной: 50 метров и длинной 2500 метров. Такая полоса позволяет принимать среднемагистральные Boeing 737, Аirbus 320, вместимостью 120-180 пассажиров. Но никак не большие лайнеры, на которых традиционно прилетают паломники.

Еще одна оговорка про состояние ВПП. Военная часть на уманском аэродроме была расформирована в 2002 году. С тех пор территорию части использовали для школы экстремальной езды, соответственно, особых инвестиций в летное поле не поступало, скорее аэродром растаскивали.

В 2014 году в Умани приняли решение восстановить аэродром – там сформировали новую военную часть А2614. Чтобы найти средства на восстановление летного поля, в 2015 году аэродром объявили «совместного базирования», что давало возможность эксплуатировать его совместно с гражданскими компаниями. Однако за два года аэродром так и не смог пройти сертификацию по гражданскими стандартам. Как отмечают эксперты рынка, сама сертификация обойдется в 3-4 млн грн, но самое сложное и дорогое это закупка оборудования для аэропорта.

«В Умани необходимо установить новое свето-сигнальное и навигационное оборудование, но самое главное это продление полосы, строительство перрона для обслуживания самолетов. Ну и конечно же терминал. Все это обойдется в $100-150 млн. Без всех этих инвестиций что-либо делать в Умани не имеет смысла», - говорит эксперт общественной кампании «Европатруль» Вячеслав Коновалов.

1522015_565981450146879_2013907237_nПо его словам, самый большой вопрос в проекте «хассидского» аэропорта – конкуренция с другими аэропортами. Рядом находится Винница, в 200 км Киев и Одесса, соответственно. Таким образом, окупаемость проекта выглядит крайне сомнительно. «Пусть даже пассажиропоток удвоиться, пусть даже в в Умани сделают фантастический аэропортовый сбор в $100 (В Борисполе – около $40 – «Резонанс») все равно окупаемости проекта я не вижу. Ну будет аэропорт New-Умань принимать 50 тыс хасидов – это $5 млн в год – сами посчитайте сколько десятков лет будет окупаться этот проект», -отмечает В.Коновалов.

Между тем, ряд экспертов считают, что проект нового аэропорта в Умани имел бы смысл, если бы украинские власти умерили свои аппетиты. В частности, строительство бюджетного терминала может обойтись в $3-5 млн, а не $40-50 млн, как закладывается в проекте. Да и с продлением ВПП для приема сверхбольших лайнеров также не стоит торопиться.

Пока же в украинском Кабмине пытаются решить все задачи одновременно – и инвестиции привлечь, и дипломатический скандал замять.