16 квітень 2024, Вівторок, 22:43

Нескоромный мог быть убит в результате спецоперации, – Бурмич обратился к Авакову

8 Лютого 2021г.
бурмич 4

Анна Поклад, для Резонанса

Народный депутат Украины из антикоррупционного комитета Верховной Рады Анатолий Бурмич не исключает, что экс-первый заместитель главы Службы безопасности Дмитрий Нескоромный мог стал жертвой преступления. Парламентарий публично обратился к украинскому МВД и его главе Арсену Авакову относительно расследования возможного убийства. В интервью Резонансу выходец из спецподразделения "К" СБУ Анатолий Бурмич также рассказал о своем взгляде на реформу украинских спецслужб, в частности СБ Украины.

- Служба безопасности Украины попала в очередной громкий скандал - теперь речь идёт о криминальных разборках внутри ведомства, обвинение высоких должностных лиц - Дмитрия Нескоромного, в организации убийства своего же коллеги. Ваше мнение: какой должна быть реакция на такие события первого руководителя СБУ?

- Любая уважающая себя спецслужба никогда не позволяет выносить мусор из избы и гасит внутренние конфликты в самом зародыше.  Чтобы не компрометировать себя и не опускаться до больших разборок.

То, что происходит вокруг Дмитрия Нескоромного, которого я очень хорошо знаю, ещё когда я работал в 2003-2004 году одним из руководителей Главка "К"... Я подписывал документы на перевод его в центральный аппарат и видел как он рос. Знаю его как компетентного, порядочного человека, патриота Украины. По крайней мере, таким я его знал. Всё, что происходит вокруг него - у меня очень много вопросов и у меня есть большие опасения....

Якобы, что он покушался на Наумова, начальника внутренней безопасности (СБУ), который якобы препятствовал его назначению. Ну это бред, мотивация... Не Наумов определяет назначение таких лиц, как первый заместитель председателя. Просто сменилась команда: была команда Богдана, Коломойского, пришла другая и, естественно, та команда ушла. Устранение Наумова абсолютно никак не может повлиять на это назначению. Тем более, зная Дмитрия, его моральные качества - я не верю в то, что он мог быть заказчиком.

Если там бы и были какие-то разборки, может быть какие-то финансовые или личные, не знаю. Это первое.

Второе. Я где-то несколько месяцев назад случайно видел Дмитрия в городе, он подошёл, поздоровался и мы разговорились. И он меня просил, чтобы я ему помог с трудоустройством на работу. Я говорю: "Ну, ты же понимаешь, что ты сейчас, как говориться, в конфликте, и прочее-прочее... Отсидись, позанимайся здоровьем, семьей там годик-другой и всё утихнет, и мы тебе обязательно поможем". Он сказал: "Да, хорошо, всё".

После того я его не видел.

Дальше мы наблюдаем выброс информации о том, что он какие-то вёл переговоры с кем-то там, что-то говорил, какие-то доказательства... и это всё называют доказательствами. Доказательства - это во-первых, прежде всего то, что получено законным путём и что признано в суде, а это вот не доказательства, это просто информация. Мы даже не знаем, может это надерганные предложения за всю жизнь разговоров и неизвестно кто это слушал, в рамках какого-то дела... с санкцией суда, без санкции суда, кто это может говорить и зачем это всё выбрасывать в эфир? - это второй вопрос.

Далее. Говорят, что он убежал куда-то, но я насколько знаю, что пересечение границы не было...и если его кто-то, где-то за рубежом прячет, то могут быть причастны какие-то специальные службы других государств. С какой-то целью? Значит, спецоперация какая-то в отношении него проводилась.

Но меня смущает не это. У меня есть информация, причём достоверная информация о том, что телефон Дмитрия Нескоромного перестал отвечать где-то 12-13 января...

Я очень боюсь, я очень хочу ошибиться, но у меня есть такое подозрение, что Дмитрий Нескоромный может быть убит. Никто не видел его живым после 22-го января.

Я официально делаю заявление: человек пропал, никто его не видел. Все те выступления и информация о том, что якобы он где-то выступал, собирался делать заявление - это может сделать любой от его имени, но живого Дмитрия никто не видел и никто не слышал.

Поэтому я обращаюсь к Министру внутренних дел, полиции, чтобы открыть уголовное производство.

Потому что прошло больше 3-х дней после исчезновения человека и, обычно, в таких случаях заводиться дело о убийстве, о подозрении на убийство и начинается полноценный розыск.

И до тех пор, пока мы не увидим и не услышим Дмитрия живым - эту версию надо отрабатывать.

Мы видели и Гонгадзе, мы видели и другие моменты и прочее-прочее-прочее. Если, не дай Бог, это так, то это спецоперация. Прежде всего против руководства СБУ. Я не говорю, хорошего или плохого, компетентного или некомпетентного, значит кто-то заинтересован в его устранении, компрометации.

Это может быть какая-то спецоперация и против Президента для того, чтобы разорвать существующее руководство, мы знаем как Баканов близок к Президенту. Плохие они или хорошие - не мне судить. Я сегодня говорю о полноценном расследовании полицией. Почему? Потому что есть конфликт интересов: с одной стороны, якобы, Нескоромный организовывал покушение на высокопоставленного сотрудника СБУ, поэтому они не могут одновременно и версию отрабатывать о том, что он убит или исчез. Это должно делать Министерство внутренних дел - по убийству, и Генеральная прокуратура должна это контролировать. Два независимых расследования: одно - о том, что Нескоромный, возможно, организовывал покушение, а второе - о возможном убийстве Нескоромного.

Закон о реформе СБУ. Что кардинально изменится в службе в ближайшие три года? Что будет с блоком борьба с оргпреступностью и коррупцией?

Что такое СБУ. Это главный орган, который отвечает за сферу безопасности страны. Кто-то за уголовное направление, кто-то за фискальное направление. Мы с коллегами подготовили (Андрей Кожемякин и другие авторитетные ребята, которые понимают работу спецслужб) законопроект 3080. Мы фактически его переписали с закона про ФБР и закона про спецслужбы Польши, потому что первый самый авторитетный, стратегически, второй - наш ближайший сосед. В этом законе абсолютно все направления - контрразведка, предотвращение терроризма, следствие, борьба с коррупцией, организованной коррупцией, контрабандой, борьба с экономическими преступлениями, которые могут задевать стратегические интересы государства. Все перечисленные функции спецслужбы у их стран присутствуют. Мы проанализировали законодательства более 30 стран Европы, Канады, США. Россию намеренно не брали для того, чтобы никто не упрекнул. У более чем половины стран дали своим спецслужбам широкий функционал. И мы за это выступали и в том законе прописывали. Но следствие должно быть сужено. Следствие должно остаться по статьям, таким как измена родине, шпионаж, терроризм. Потому что с той стороны противник - это тоже сотрудник спецслужб, у него специальные методы работы, который может выявить не каждый следователь, а специально подготовленный в тесном сотрудничестве с оперативником. И задокументировать это. Если мы будем выявлять шпионов, а расследовать его будут другие, мы не соберем доказательств. Тем более, что согласно "Закону о национальной безопасности Украины", СБУ - специальный правоохранительный орган. Следствие и есть составляющая правоохранительного органа. Если мы уберем следствие, мало того, что эту будет противоречить закону, мы не сможем документировать и зажать в тюрьму шпионов, террористов, диверсантов, изменников родины.

К сожалению, законопроект 3080 просто сняли с рассмотрения. Я думаю, это уголовное дело. Законопроект выходил на первое чтение, а во второе - его просто не включили без объяснений. Мы писали несколько запросов, в том числе на голову Верховной Рады Дмитрия Разумкова. И получали только отписки, никто ничего не сделал. Я считаю, что это подлог, это злоупотребление. Я не знаю, как можно выбросить из рассмотрения целый законопроект. Это должен был определить зал. Оказалось у нас и так можно.

Взамен появился иной законопроект, который был принят якобы от имени Президента, но автором которого была Марьяна Безуглая. В основном над ним работали какие-то зарубежные эксперты, общественные организации, которые ни дня не служили, не понимают, что такое безопасность, спецслужба, оперативная работа. Но они вносили правки, рассказывали как правильно. Они считают, что больше понимают, чем представители Службы безопасности, украинские законодатели или пенсионеры, ветераны СБУ. Они считают, что они большие патриоты, чем те, кто проработали по 20 и 30 лет, служили своей Родине. Много в том законе 3196-д мы надеемся ко второму чтению исправить. Потому что если его принять в таком виде, то мы потеряем спецслужбу.

- Например, о каких слабых сторонах законопроекта идет речь?

- Демилитаризация. Что такое демилитаризация? На сегодняшний день по всем законам, по Конституции сотрудники Службы безопасности - это военные. Это больше ответственности, закрытость. Тем более идет война.

Считаю спецслужба как никогда должна быть монолитной и закрытой. И подотчетной только Президенту, Верховной Раде, украинским органам власти.

Подробнее - слушайте в аудиоподкасте:

Читайте Резонанс в Facebook и подписывайтесь на наш канал в Telegram