16 квітень 2024, Вівторок, 17:55

«Люди новые. Игра старая»!

27 Жовтня 2020г.
2020 10 27 17.19.17

Иван Ступак

16 октября Комитет Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки рекомендовал ВР Украины в первом чтении принять за основу законопроект о внесении изменений в Закон "О Службе безопасности Украины".

Тот факт, что новые качественные изменения в СБУ назрели и перезрели не отрицают не только в Офисе Президента, но и в самой спецслужбе. Ведь не секрет, что на данный момент, внутренняя система спецслужбы (документооборот, коммуникация между подразделениями, скорость принятия решений и их исполнение) остались на уровне КГБ 1980-х годов.

В принципе вот на этом самом месте согласие и понимание реформы собственно заканчивается.

По глубокому убеждению, лейтенантов и генералов, СБУ необходимо оставить без изменений количество сотрудников, добавить полномочий в самых разнообразных сферах, поднять финансирование на уровне 5% от ВВП и максимально сократить контроль за деятельностью СБУ.

По самым приблизительным подсчетам выходит так, что у начальника отдела в центральном аппарате СБУ, только лишь должностной оклад будет составлять порядка 100.000 грн.

И опять же, если усреднить зарплату всех сотрудников, то согласно законопроекту, ежегодный фонд заработной платы в СБУ будет составлять порядка 20 млрд грн.

Министерство финансов уже эмоционально отреагировало на такие запросы покрутив пальцем у виска и задав вопрос в стиле Владимира Высоцкого: «Где деньги, Зин»?

Сам процесс утверждения рабочей версии проекта закона происходил долго, трудно и местами чрезвычайно загадочно. До последнего момента вообще не ощущалось присутствие или какой-либо руководящей роли со стороны Офиса Президента, ведь необходимо помнить, что СБУ — это всё-таки исключительная прерогатива Президента Украины.

Как ни удивительно, но чрезвычайно активным драйвером в процессе подготовки текста законопроекта, выступал народный депутат от ОПЗЖ – Анатолий Бурмич. Во время проведения онлайновских рабочих групп Анатолий Петрович физически сидел по одну руку с сотрудниками СБУ. Надо отметить, что последних этот факт нисколько не смущал.

В законопроект вносился калейдоскоп самых разнообразных и несвязанных, и несогласованных между собой предложений, а также активно критиковалось участие в рабочей группе международных экспертов.

Для наглядности приведу ТОП-3 чрезвычайно противоречивых и анонимных законодательных новаций в поданном законопроекте:

1) Государственная авиационная служба Украины, на основании решения СБУ предоставляет гражданскому авиационному судну разрешение на взлет, посадку или транзит территорией Украины;

2) сотрудники СБУ, а так же сотрудничающие с ними лица, смогут приобретать, хранить, перемещать, реализовывать имущество изъятое из гражданского оборота (имущество, которое не может быть предметом сделок, например: радиоактивные материалы) или имущество ограниченное в гражданском обороте в том числе, то, которое не может находится в собственности граждан и организаций (оборот таких объектов может происходить только на основании разрешения или лицензии, например: торговля алкоголем или табачными изделиями).

3) на основании внесенного представления СБУ (без судебного решения) аннулируются лицензии на теле и радиовещание, отказывается в регистрации, а также снимаются с регистрации кандидаты в депутаты, организации и партии, которые подозреваются в осуществлении сепаратистской, террористической, диверсионной или разведывательно-подрывной деятельности.

В подавляющем своем большинстве, противодействие каким-либо изменениям идет от консервативной части руководства спецслужбы, которая плотно заняла свою теплую нишу. Таких руководителей устраивает власть и влияние, которыми они обладают по должности, а также сопутствующие материальные блага, которые генерируют такие должности.

Многочисленные журналистские расследования на тему роскошной жизни отдельных высокопоставленных офицеров спецслужбы только подтверждают этот довод.

Чтобы сразу отмести инсинуации на тему якобы деструктивного влияния Европы на украинскую спецслужбу, а также сомнительного утверждения на тему того, что во время войны с РФ ни в коем случае нельзя что-либо менять в СБУ приведу некоторые моменты:

- Украина сама неоднократно обращалась в ЕС и НАТО с просьбой помочь в реформе СБУ как материально, так и методологически;

- Украина движется в Европу, а не наоборот. Поэтому это мы должны соответствовать выдвигаемым нам, пусть и немного аморфным, но все же критериям. Ведь приезжая в качестве туриста в другую страну мы вынуждены адаптироваться под уже существующие там условия и стандарты;

- Крым, Донецк и Луганск были потеряны для Украины при текущей версии СБУ, которую даже еще и не начинали реформировать. Такой прокол говорит о том, что уже очень необходимы существенные изменения в работу СБУ, дабы не получить еще больше негативных последствий.

Что дальше?

Дальше проект будет дорабатываться уже в Комитетах Верховной Рады в таких направлениях:

- уменьшение общего количества сотрудников, в первую очередь за счет сокращения невероятно раздутого вспомогательного персонала (военно-медицинская служба, ведомственные санатории, детские садики и прочее), передачи части хозяйственных функций на аутсорс.  На сегодняшний день на 1 оперативного сотрудника приходится почти 4 человека вспомогательного персонала;

- постепенная передача следственных функций в Государственное бюро расследований в период до 1 января 2024. Это избавит СБУ от прямой карательной функции, гонки за быстрыми полицейскими результатами, искусственного надувания статистических показателей, но позволит действительно работать на упреждение и вести долгие оперативные игры. В принципе, как это делают все развитые спецслужбы мира;

- уменьшение функционала и сокращение штата будет компенсировано увеличением зарплаты, расширением операционных и технологических возможностей, переводом спецслужбы на электронный документооборот;

- самое важное это люди.

Уже сейчас продумывается механизм, чтобы при внедрении реформы избежать бездумной кадровой «резни» и потери высококвалифицированных кадров.

Для самых ярых противников каких-либо структурных изменений (мол, ничего не надо менять и так все работает) хочу напомнить, что за последние 120 лет автомобиль не претерпел каких-либо концептуальных изменений, все те же четыре колеса, сиденье и руль.

В тоже время, люди предпочитают иметь в пользовании максимально продвинутую из доступных новинок, а не технологически отсталый кусок железа, ведь это вопрос безопасности, комфорта и престижа.

РЕФОРМА СБУ. НЕ СКЛАДНА СПРАВА, АЛЕ ВАЖКА ІСТОРІЯ…

Читайте Резонанс у Facebook та підписуйтесь на наш канал у Telegram.

Іван Ступак
Іван Ступак Після навчання у Національній Академії СБУ,  з 2004 до 2015 рр працював у ГУ СБ України в Києві та Київській області (оперативні та керівні посади). З 2015 - депутат Київської обласної ради. Секретар постійної Комісії з питань регламенту, депутатської діяльності, законності, правопорядку, взаємодії з правоохоронними органами та запобіганню корупції