Разрушение ГП «Антонов» – результат кадровой политики в государстве — Резонанс - о коррупции, взятках, судьях, власти

06 август 2020, Четверг, 18:16

взятка декларация ДТП в Харькове задержание в Иванковичах Мошенничество туроператоров НАБУ Нацполиция происшествия прокуратура СБУ Укрзализныця

Разрушение ГП «Антонов» – результат кадровой политики в государстве

3 июля 2020г.

Анатолий Вовнянко, Конфликты и законы

В июне 2020 года в информационном пространстве Украины появилось много материалов по авиационной тематие в связи со снятием с должности президента ГП «Антонов» А. Донца. Пишут все: кто ничего не понимает и те, кто пытается каким-то образом показать, что они понимают и дают рецепты, что делать. Я пишу для того, чтобы нормальные и адекватные граждане Украины знали правду, что на самом деле происходит в промышленности, и, в частности, в авиастроительной отрасли, и делали выводы.

Как известно, в Советском Союзе был известен девиз – «Кадры решают все!» И действительно, этот девиз действовал во многих сферах деятельности, в частности, в авиационной и ракетостроительной отраслях. Результат известен: огромные достижения в самолетостроении, космонавтике и обороне. В СССР были созданы такие шедевры мирового авиастроения, как самолеты Ан-124 и Ан-225 «МРІЯ».

В то время надо было показать профессиональные и лидерские качества, чтобы стать руководителем группы или бригады, а выше уже отбирали лучших. Это было и на уровне предприятий и министерств. Очень большая редкость, чтобы кто-то попал на должность руководителя, не имея необходимых качеств. Имена этих руководителей, начиная с ведущих конструкторов по самолетам, главных конструкторов по направлениям и самолетам были известны не только в отрасли, но и далеко за ее пределами. Для примера, ведущие конструкторы по самолетам В. Кабаев по самолету Ан-22, Я. Орлов по Ан-72, В. Толмачев по Ан-124 (впоследствии стал главным конструктором), С. Меренков по Ан-140 и др. Огромный вклад внесли в развитие самолетов «Антонов» конструкторы А. Белолипецкий, А. Болбот, В. Ерошин, Н. Смирнов, В. Гарвард, В. Рычик и многие другие. А ведь есть еще и опытное производство, где строились все первые экземпляры опытных самолетов (Ан-22, Ан-124, Ан-225, Ан-70 в кооперации с россией и Узбекистаном). При мне там работали В. Воробьев, А. Донец (дядя А. Донца), В. Панин, О. Котляр и многие другие выдающиеся производственники. К сожалению, на АНТК им. О.К. Антонова так и не была написана книга, которая в полном объеме показала бы вклад многих специалистов и коллективов ОКБ и ОП в создание самолетов марки «Ан».

Хотелось бы также отметить выдающуюся роль в развития науки прочности и ресурса самолетов марки «Ан» выдающего прочниста, руководителя и замечательного человека Елизаветы Аветовны Шахатуни, под началом которой я начинал свой трудовой путь в ОКБ. Ее вклад в создание, в частности, самолета Ан-124 трудно оценить - самолет стал таким успешным и имеет ресурс 50000 летных часов, при том что Заказчик (военные) просил только 16000 л.ч. Также ей удалось на одном самолете (обычно строят 2) совместить статические и усталостные испытания. Я обращаюсь к ее ученику, нынешнему главному конструктору по прочности и ресурсу А. Семенцу, установить памятную доску на доме, где жила Е. Шахатуни. Я думал что сделаю это сам, когда вернусь на ГП «Антонов», но поскольку я пишу ПРАВДУ о том, что творится на предприятии, и предлагаю пути его сохранения, а не вывода финансовых средств, то шанса у меня нет.

Ну а таких выдающихся создателей авиационной техники, как А. Туполев, А. Яковлев, С. Илюшин, П. Сухой, А. Микоян, О. Антонов, В. Мясищев, Г. Бериев, П. Балабуев, Г. Новожилов, М. Симонов и др. знает весь мир!

А в нынешней Украине Вы слышали что-нибудь про выдающихся конструкторов самолетов или президентов ГП «Антонов», кроме скандальной хроники в СМИ очередного назначения или снятия того или иного проворовавшегося руководителя?

П. Балабуев, к сожалению, так и не оставил после себя профессионального руководителя, который положил бы свою жизнь во имя предприятия и авиастроения Украины, как это делал сам П. Балабуев.

Разрушение кадрового потенциала АНТК им. О.К. Антонова, а затем и ГП «Антонов» состоялось, когда руководителем стал Д. Кива, который стал убирать возможных конкурентов и неугодных профессионалов. А добили отрасль в эпоху Порошенко-Свинарчуков, когда ставили на руководящие должности своих людей, исключительно для выведения средств.

Когда в 2005 году Д. Кива приобрел у Министра Минпромполитики В. Шандры должность генерального конструктора, то он начал окружать себя людьми, исповедующими принцип «чего изволите?» и лизоблюдами. И другие назначения проводились не по профессиональному признаку. Для примера, С. Филь был отличным руководителем КО-10 отделения, которое делает интерьеры для различных вариантов самолетов. Д. Кива его снял и назначил главным конструктором по перспективе, хотя там есть значительно более профессиональный конструктор по этой тематике С. Федоров. Тех, кто «позубастее», поувольнял: С. Меренкова, М. Харченко, В. Трофимова, А. Донца. Автора уволил, когда я передал в СБУ материалы, сколько денег выводится с предприятия. Я потом жалел, что сделал такую дурость, т.к. Д. Кива откупился, а на меня 2 раза передавали в прокуратуру выдуманные материалы и даже, как мне сказал осведомленный человек, команда Д. Кивы заплатила зам. прокурора г. Киева 50000 долларов, чтобы против меня открыли уголовное дело. (см. «Аттракцион невиданной жадности: Д.С. Кива могильщик украинской авиации»).

Такая же чехарда с кадрами происходила и в Минпромполитики, Минэкономики и «ГК «Укроборонпром», которые руководили авиационной отраслью.

В нынешней Украине, в отличие от СССР, работает отрицательная селекция руководителей, и Украина за 30лет из высокоиндустриальной страны превратилась практически в аграрную.

Для примера приведу нынешнего вице-президента ГП «Антонов» по маркетингу Ю. Киселева, который пришел с командой так называемых «шиномонтажников». Человек не имел никакого отношения к авиастроению, но 4 года тому назад его назначил на эту должность, как мне сказали, О. Свинарчук. 4 года этот, как он сам себя самокритично назвал на своем сайте в Фейсбуке, дебильный управленец сидел в кабинете, катался по заграницам да рассказывал всякие небылицы, что Боинг будет поставлять запчасти для самолетов «Ан», про строительство со Швейцарией электрических самолетов и много других фейков.

Все у него было замечательно, зарплата в сотни тысяч гривен, персональное авто, секретарь и др. 4 года он видел и знал, как выводят средства с ГП «Антонов», но сцепив зубы молчал. И вдруг, когда сняли с должности президента А. Донца, он написал статью «ДП «Антонов», місце політичного протистояння чи боротьба за потоки?»

Вот некоторые выдержки из его писанины: «Такий аналіз (это он про трансформацию, предложенную «Укроборонпром») неможливо виконати без ретельного аудиту кожного підприємства. І якщо інші підприємства концерну та їх керівники цілком виважено відносяться до запровадженої процедури, то О.Д. Донець, вже колишній президентДП «АНТОНОВ», сприйняв такі дії «Укроборонпрому», як посягання на його особу і на посаду, яку він займає. Та на ті оборудки, схеми та фінансові потоки, які він собі та своєму оточенню організував. Згідно раніш укладеному контракту та довідки від «Мотор Січ» від листопада 2019 року, вартість одного двигуна з 4 річною гарантією складала 4 000 000 доларів США. Недавно прочитав, що ДП «АНТОНОВ» уклав новий, «більш вигідний» контракт, з ціною 4 800 000 доларів США за двигун. Тобто, з переплатою мільйон шістсот на комплекті. Цікаві стосунки державного підприємства з приватною, з невизначеною чиєї власності, компанією?!

Слід зазначити ще один елемент «ефективного управління». Гадаю, він знайшов своє місце в Акті перевірки. Під гаслом: «усі на підтримку льотної придатності та ремонт літаків, що експлуатуються», ми через компанії, що належать найближчому оточенню Олександра Донця, за рік виводимо з підприємства близько 100 мільйонів гривень. Щось про це наші борзописці не пишуть. Навіщо ж знімати керівника, який так чудово все організував. Ну 10-12 мільйонів доларів США на рік, не таки вже й великі гроші. Але сталий потік для очільника та чиновників нового органу виконавчої влади, який, на думку тих, хто вклав цю ідею у вуха Президенту країни, буде непоганою прибавкою до зарплатні. То навіщо звільняти, як то кажуть: «…краще очолити». А тут воно все вже очолено. То куди він дінеться? Буде вдячний та поділиться левовою часткою. А державоутворююче підприємство? А плани та намагання Президента країни? Та хто ж про них думає. Головне - під гаслами «вперед» до особистого збагачення».

Но он забыл или сознательно упустил написать про заместителей А. Донца, которые также имеют свои фирмы, через которые выводят деньги с предприятия. Поэтому к приведенным выше 10-12 млн. долларов в год еще надо прибавить приличные суммы. Мне вот один журналист «накопал» и прислал письмо с просьбой пояснить, что это за фирмы, с которыми ГП «Антонов» заключает договора. Но я не знаю всех нынешних тонкостей вывода средств на ГП «Антонов», а только на основании своего многолетнего опыта приблизительно знаю, какая сумма денег выводится. Привожу вот это письмо, может, кто-нибудь в комментариях даст информацию, что это такое?

Ми довго запрягали, але нарешті знайшли все, про що ви згадували під час нашої розмови:

1. Що за Гриценко Олександр Миколайович, на якого оформлена ANTONOV LOGISTICS SALIS GmbH?

ось тут можна почитати про дивний договір, який вони уклали з цією конторою:

2. ПАТ Авіаконтроль сімейства Шмирьових, які отримали від Антонова багато грошей. Хтось може про них розповісти більше чи якихось інсайдів навіть без камери? (В. Шмырев первый заместитель президента А. Донца).

3. Що за дивні «німці» стоять за Antonov Salis GmbH?

На ГП «Антонов» за 2 последних десятилетия отработано много способов выведения средств. Никакие КРУ, аудиты и проверки не выявят большинства способов выведения средств. Например, при Д. Киве грузоперевозки самолетами проводились через офшорные компании, где и оседала львиная доля средств. Когда СБУ проверяло его деятельность, то оказалось, что по документам 70% полетов были без груза. Если бы 40%, ну максимум 50%, то это было бы еще понятно. А различные закупки, от оборудования и материалов для самолетов вплоть до веников, на них только ленивый не зарабатывал. Всеми этими службами руководил генеральный директор.

Как говорил в те далекие времена нынешний директор авиакомпании «Авиалинии Антонов» - «мафию нельзя победить – ее можно только возглавить»! И ему это удалось. Его ежемесячный доход 890000 гривен и оба зятя пристроены на высокооплачиваемые должности в а/к, как сказали мне главы независимых профсоюзов в августе 2019 года. Неудивительно, что он первых рядах защитников ГП «Антонов» на митинге возле проходной. Только не сохранность предприятия его волнует, а возможность остаться у «корыта».

Этот невіглас Ю. Киселев 4 года жировал да расписывал в Фейсбуке, какая чудесная команда руководителей на ГП «Антонов» - это и ученые и прохвессор и т.п. А теперь, на тебе, прозрел – оказалась, что воры. Да я на протяжении последнего года написал кучу статей и писем в ОПУ, СНБО и др., в которых указывал, что с ГП «Антонов» выводят 15-20 млн. долларов в год!

А как он умеет вылизывать руководству «Укроборонпром» - тут чувствуется большая практика. Когда экс-Представитель ХГАПП на ГП «Антонов» Р. Щербань в 2017году зашел к нему в кабинет со своей «Программой поддержания летной годности и поставки запчастей», которая предусматривала эффективный ремонт с логистикой ПКИ для самолетов «Ан» по всему миру и при этом ГП «Антонов» будет зарабатывать деньги – взамен его фейковой бумаги с Боинг, то Ю. Киселев его послал в СБУ. Говорит: «Иди жалуйся». После этой встречи у Р. Щербаня забрали пропуск на ГП «Антонов», хотя он проработал 20 лет. Зато люди, которые не имеют опыта, соответствующего образования и ни одного дня не работали в авиации - «успешно работают» на предприятии.

В статье Ю. Киселева - правда только то, что тащат с предприятия. Все остальное, что пишет этот блогер о том, что Боинг готов был выделить 50 млн. долларов и купить все вплоть до заклепки, полная чушь! Я по этому вопросу говорил с профессионалом, руководителем «Прогресстех-Украина» А. Фиалковским, который много лет сотрудничает с Боинг. Так он сказал, что Боинг готов был взять на себя логистику (доставку), а заклепки и прочее должен был купить «Антонов». Это понятно любому, кто занимается сервисной поддержкой самолетов.

Хотел бы подчеркнуть еще одну особенность команды А. Донца.

Раньше все президенты ГП «Антонов» рассказывали, что будут строить самолеты и др.:

- Д. Кива (2005-2015 гг., просто «имитатор»), что будет построено сотни самолетов Ан-124-300, Ан-140, Ан-70 и др. и что догоним Боинг;

- М. Гвоздев (2015-2016 гг., автодилер. На предприятии таких прозвали «шиномонтажники»), что будет строить 24 самолета в год и поставит 80 самолетов Ан-132Д в Саудовскую Аравию;

- А. Коцюба (2016-2017 гг., из команды «шиномонтажников», бывший сотрудник СБУ), что построит второй самолет Ан-225 и будет строить его серийно в Китае и устанавливал рекорды на самолете Ан-2-100, разработанном еще О. Антоновым. После одной моей публикации о его «достижениях» он дал команду искать на меня компромат. После этого мне несколько месяцев на почту присылали письма из СБУ, но я их не брал;

- А. Кривоконь (2017-2018 гг., «тракторист», поскольку раньше кратковременно руководил тракторными заводами в Харькове и Днепропетровске), что будет проводить техобслуживание самолетов и зарабатывать 100 млн. гривен в месяц.

- А. Донец (2018-2020 гг., дипломированный «эксплуатационник» – специалист по обслуживанию самолетов) в начале также обещал строить Ан-148, Ан-158 и др. За последние полгода им «со товарищи» была отработана новая эффективная стратегия. А. Донец голосом драматического артиста на различных совещаниях говорит: «У меня хотят купить самолеты зарубежные покупатели, но они спрашивают, а Украина закупает?» (Отзовитесь, если кто-нибудь видел этих покупателей). И далее – «Нет государственного заказа и нет бюджетного финансирования. Президенты продают самолеты и т.п.». То-есть, они полностью сняли с себя ответственность за строительство и продажу самолетов, а оставили себе только право врать и обогащаться за счет авиакомпании «Авиалинии Антонов»!

О каком развитии авиастроения можно говорить в Украине?

Я в который раз пишу, что главная причина разрушения ГП «Антонов» и отсутствие конкурентоспособных самолетов - это некомпетентное руководство ГП «Антонов» и отрасли и выведение значительных (около 920 млн. долларов) средств за 15 лет, но никому в высших эшелонах нынешней власти до этого нет дела.

Анатолий Вовнянко - инженер-конструктор в отделе прочности и ресурса РИО-1 1973-1976 гг., руководитель подразделения по внедрению прессованных панелей и созданию новых сплавов для самолетов Ан-72, Ан-74, Ан-70 и Ан-124 1976-1982 гг., ведущий конструктор в службе самолета Ан-70 1982-1985 гг., руководитель службы ведущих конструкторов по самолету Ан-225 1985-1989 гг., зам. Главного конструктора по самолетам Ан-225, Ан-325 и авиационно-космическим системам 1989-1991 гг., зам. Главного конструктора по самолету Ан-218 1991-1994 гг., зам. Главного конструктора по самолетам Ан-124, Ан-124-100, Ан-225 и их модификациям, а также авиационно-космическим системам 1994-2008 гг.

Анатолій Вовнянко Провідний конструктор в службі літака Ан-70 1982-1985 р.р., керівник служби провідних конструкторів по літаку Ан-225 1985-1989 рр., заст. Головного конструктора по літаках Ан-225, Ан-325 і авіаційно-космічних систем 1989-1991 р.р., з заст. Головного конструктора по літаках Ан-218, Ан-124, Ан-124-100, Ан-225 і їх модифікацій, а також авіаційно-космічних систем 1991-2008.