12 квітень 2024, П'ятниця, 12:09

НДС: La corruption est mort, vive la corruption

18 Травня 2017г.
Photo Originals

Игорь Воронцов, для Резонанса

Возмещение фиктивного налога на добавленную стоимость долгое время было одной из главных схем для хищений из госбюджета Украины. К тому же НДС сам по себе является довольно коррумпированным фискальным инструментом не только в Украине – поскольку механизм его применения открывает широкие возможности для манипулирования.

Но в других странах давно действуют положения, которые минимизируют коррупционные риски при возмещении НДС. У нас перевод администрирования НДС в электронную форму затянулся на целых 10 лет – начиная от подачи деклараций плательщиками. И сейчас, когда процесс наконец выходит на финишную прямую, произошли вещи, способные нивелировать весь позитив от внедрения автоматизированной системе возврата НДС.

От хищений до коррупции

Сложно представить, но еще каких-то 10-12 лет назад плательщик раз в месяц исправно ходил в инспекцию, сдавал там ворох бумажных накладных, подтверждающих финансовые операции, в результате которых у него возник отрицательный налоговый кредит, подлежащий возмещению из госбюджета. Работники департамента анализа рисков эти бумаги тщательно изучали и в случае сомнений направляли на подозрительную фирму проверяющих.

И только на основании их выводов принималось решение – возмещать или не возмещать НДС. Т.е. прямые хищения уже тогда были возможны лишь в сговоре с высокопоставленными чиновниками налоговой службы. Но главный минус той системы заключался в другом: реагировать на транзакции, в ходе которых формировался фиктивный налоговый кредит, приходилось постфактум – когда деньги уже "прокачали" через десятки счетов подставных компаний-"прокладок" и благополучно перевели в наличность через нелегальный конвертационный центр.

Таким образом реально работающие компании без прямых хищений выводили из-под уплаты налогов значительные суммы. А сами налоговики постоянно были в роли опоздавшего пассажира, который пытается догнать уходящий поезд. Поэтому начиналось все в 2006-2007 гг. с внедрения цифровой электронной подписи, электронной формы подачи деклараций, позволяющей налоговикам отслеживать платежи в режиме онлайн и аннулировать их в случае подозрений относительного накрутки фиктивного НДС.

Достигнуто это было далеко не сразу, пришлось пройти через множество коллизий, как чисто технических, так и юридических. В процессе работы налоговики постепенно систематизировали критерии сомнительности расчетных операций и фиктивности участвующих в них компаний. Поэтому в чисто техническом виде криминал в системе возврата НДС, связанный с хищениями и уклонениями, был минимизирован. Сложнее оказалось справиться с коррупционной составляющей, основанной на человеческом факторе.

Ведь кому-то возврат НДС можно затягивать на годы под надуманным предлогом, а кому-то вернуть и в следующий месяц. Кому-то "не разобравшись" можно возместить фиктивный налоговый кредит, а кому-то не отдавать реальный. Причем остаться без возмещения НДС добросовестные плательщики могут очень даже запросто. Поскольку в период экономического кризиса снижаются поступления в госбюджет.

И тогда правительство Украины в лице Минфина начинает стопорить возврат НДС, таким образом снижая бюджетные расходы и компенсируя падение доходов. А подлежащие к возмещению суммы записывались в долг, который постоянно накапливался. Когда сумма долга достигает критической отметки, правительство его "возвращает" путем выпуска специальных бумаг, так называемых НДС-облигаций, имеющих стандартный срок обращения в 5 лет.

Ждать так долго никому не хочется, поскольку работающие предприятия всегда нуждаются в оборотных средствах для операционной деятельности. Поэтому НДС-облигации их получатели сразу перепродают коммерческим банкам, обычно с дисконтом 20-25%. НДС-облигации в Украине выпускались в 2004 и 2008 гг. на 2 млрд грн. соответственно, в 2010 и в 2014 гг. – на 16 млрд и 7 млрд грн.

Исходя из этих цифр можно оценить примерный гешефт финансовых посредников и, соответственно, потери реального сектора экономики от действий Кабмина. Поэтому если перед любым украинским предприятием встанет вопрос: "откатить" 10% налоговикам за своевременный возврат или потом потерять 20% на НДС-облигациях – ответ очевиден. Ну а ждать полного возмещения 5 лет не согласится ни одна компания.

Но еще в 2011 г. в рамках очередной по счету налоговой реформы был сделан следующий шаг: внедрен механизм автоматического возмещения НДС. И если в 2011 г. "автоматом" вернули 37% всего возмещенного НДС, то в 2012 г. – уже 50%. Но и здесь не обошлось без деликатных нюансов. Да, когда предприятие находится в "автоматическом" списке, с возмещением действительно нет проблем – оно происходит без задержек.

Однако решение о внесении в этот заветный список принимают высокопоставленные чиновники центрального аппарата налоговой администрации. Т.е. простор для коррупционных маневров сузился, но все равно остался. До 60% всех коррупционных злоупотреблений в нынешней Государственной фискальной службе Украины связаны именно с непрозрачным возмещением НДС, утверждает глава Минфина Александр Данилюк.

Автомат на новый лад

В 2014-2016 гг. возмещение НДС снова перешло в ручной режим из-за кризисной ситуации в системе госфинансов. К "автомату" в правительстве вернулись только с 1 апреля текущего года. Отличие от предыдущей попытки заключается в публичности онлайн-ведения реестра, в который вносятся компании, получающие НДС сразу, т.е. "автоматом". По мнению А.Данилюка, это позволит устранить те самые 60% манипуляций фискалов с базами данных плательщиков НДС. Не исключено, что так оно и есть.

Во всяком случае, это объясняет, почему в ГФСУ новации в части возмещения НДС проходят с таким скрипом. Так, в 2016 г. фискалы не выполняли требований Налогового кодекса и публиковали реестры заявлений на бюджетное возмещение НДС в неполном объеме, отмечалось в годовом отчете Минфина. Пока же новая система работает по сути в тестовом режиме: автоматическое блокирование фиктивных налоговых накладных должно начаться только с 1 июля.

И эта важнейшая функция остается в руках у фискалов, которые могут что-то заподозрить в отдельно взятой транзакции, а могут и пропустить ее. Т.е. возможности злоупотреблений остаются, вопреки заверениям министра финансов. По его словам, основным фактором для автоматического блокирования станет пересорт — несоответствие товаров на входе и на выходе предприятия.

Допустим, если оно покупает бананы, а потом продает стальные трубы. Это так называемая "скрутка". Однако есть и другие способы уклонения от уплаты НДС. Взять хотя бы экспорт товаров, документально купленных по завышенным ценам у "транзитных" фирм-посредников - как правило, фиктивных. Т.е. существующих исключительно на бумаге.

Очевидно, что подобные аферы также должны пресекаться и соответствующие критерии признания сделки недействительной необходимо довести до бизнеса. Но это только один вопрос, требующий решения. Есть еще и проблема несанкционированного доступа к реестру. В принципе она общая для всех ведомств. Тот же Минюст по большому счету не обеспечивает сейчас надлежащую защиту от хакерского взлома.

Подтверждением тому может служить история, о которой ранее рассказывал Резонанс – когда мошенники украли у законного владельца 9 автозаправочных станций. Для этого они подыскали компьютерного умельца и тот за умеренную плату взломал защиту государственного реестра вещественных прав на недвижимое имущество. Дальнейшее было просто: записать других людей владельцами компании, контролирующей сеть АЗС.

Существует и опасность вмешательства в реестр возмещения НДС изнутри, т.е. когда махинации проводятся руками самих фискалов. И это снова-таки не просто допущение. Еще в сентябре 2016 г. в СМИ было опубликовано служебное письмо начальника главного управления внутренней безопасности Государственной фискальной службы Украины ГФСУ Юрия Шеремета в адрес председателя ГФСУ Романа Насирова.

Ю.Шеремет проинформировал своего начальника о выявленных случаях регистрации в электронном реестре плательщиков НДС налоговых накладных от фирм с признаками фиктивности, не имеющих подтверждения реальности декларируемых торговых операций. Таким образом была сформирована заявка на возмещение фиктивного НДС в сумме 36,7 млн грн.

Провернуть подобную операцию в реестре было невозможно без владения специальными секретными данными, подчеркивается в письме начальника главка ВБ ГФСУ. "Отдельные признаки указывают, что к противоправной деятельности на коррупционной основе могут быть привлечены действующие сотрудники ГФСУ", - указывается в документе.

Но и на этом подводные камни не заканчиваются. Как выяснилось, напрямую участвовать в процессе возмещения НДС хотят и… в президентской администрации. СМИ 18 апреля обнародовали служебное письмо заместителя главы АП Дмитрия Шимкива, курирующего экономический блок, в котором он просит и.о. председателя ГФСУ Мирослава Продана обеспечить для сотрудников АП доступ к электронному реестру возмещения НДС.

"...просим обеспечить до 21 апреля 2017 организацию не менее трех рабочих мест для уполномоченных лиц ситуационных центров администрации президента Украины для доступа к системам, которые обеспечивают полный цикл процессов администрирования налога на добавленную стоимость", - говорится в документе.

После того, как он стал достоянием гласности, в АП поспешили разъяснить, что ничего плохого не хотели – всего лишь " получать прозрачную и оперативную информацию, а также для предупреждения возможных злоупотреблений". Несостоятельность таких объяснений очевидна: для мониторинга достаточно просто зайти на сайт Минфина и посмотреть реестр. Для этого совсем не нужен доступ к нему.

Тогда как в письме Д.Шимкива четко указывается, что "доступ должен организовываться путем создания персональных учетных записей для прямого доступа к табличным объектам систем и реестрам на аналитическом сервере ГФСУ с правом чтения данных и создания объектов (таблиц, пакетов, процедур и т.п.) в собственных схемах с общим для указанных рабочих мест пространством в объемах не менее 100 Гб на каждую схему".

И что самое интересное, в итоге АП получила того, чего хотела. ГФСУ не решилась отказать президентской администрации и уже 19 апреля сообщила, что сотрудники АП смогут работать с реестром возмещения НДС "в режиме чтения". Но для такого режима, как уже отмечалось, не нужны учетные записи и прямой доступ к табличным объектам таблиц и реестров – это необходимо для коррекции внесенных туда записей.

Излишне напоминать, что АП по законодательству никоим образом не причастна к процессу администрирования и возмещения НДС. Это прерогатива ГФСУ и Минфина. А значит, ее сотрудники имеют не больше прав на доступ к реестру НДС, чем, к примеру, чиновники Минкульта. Но произошло то, что произошло – под заверения М.Продана и Д.Шимкива про обеспечение эффективного мониторинга системы электронного администрирования НДС, предотвращение злоупотреблений и т.д. Король умер – да здравствует король, как говорится.

Фото