25 березень 2024, Понеділок, 19:03

Из чего “бодяжат” левый бензин и кто за этим стоит

19 Червня 2017г.
б 1

Татьяна Бодня, для Цензор.НЕТ

Жители Светловодска, сами того не подозревая, рисковали в любую минуту взлететь на воздух. Прямо в черте города, на территории нефтебазы, работал подпольный цех, где изготавливался бензин марок А-92 и А-95. Экологическими нормам, как и правилами безопасности, там не особо заморачивались. Как и на других мини-заводах, производящих топливный суррогат. В том, как на заправки попадает нелегальная продукция, кто и из чего ее изготавливает, разбирался "Цензор.НЕТ".

Светловодский горрайонный суд Кировоградской области признал виновным директора компании, которая занимается оптовой торговлей топливом, в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 204, то есть незаконное изготовление, хранение, сбыт или транспортировка с целью сбыта подакцизных товаров, и назначил наказание в виде штрафа в размере 4 тысяч необлагаемых налогом доходов граждан, что составляет 68 тысяч гривен.

В ходе следствия было установлено, что директор предприятия умышленно, с целью получения незаконной прибыли, организовал подпольный цех по изготовлению бензина с использованием оборудования, обеспечивающего массовое производство ГСМ.

Для осуществления незаконной деятельности, согласно налоговой накладной, приобрел еще у одной компании 25,3 тысячи литров компонента моторного топлива. Кроме того, через Интернет он также купил топливные присадки.

В дальнейшем нанял двух граждан, которые, как утверждают правоохранители, не были осведомлены о противоправности действий, и с их помощью, путем смешивания компонентов осуществлял незаконное производство топлива. Готовая продукция хранилась в резервуаре на территории производственного комплекса. ГСМ продавались другим предприятиям под видом бензина.

Во время обыска на территории нефтебазы было найдено и изъято 25270 литров горючего и промышленное оборудование (насосы для перекачки жидкости, шланги) на сумму более 1,7 миллиона гривен, а также химические примеси.

Как оказалось, в отличие от тех же спиртзаводов, где находятся представители ГФС с контролирующими полномочиями, при изготовлении топлива контроль не предусмотрен. Поскольку для того, чтобы работать на этом сегменте рынка, предпринимателю не нужна лицензия. Она в принципе законом не предусмотрена. Так что остановить подпольное производство могут лишь правоохранители. Если найдут, конечно.

Обратившись в ГФС, выяснили, что в 2016 году работниками налоговой милиции из незаконного оборота изъято 20106 тонн горюче-смазочных материалов на общую сумму 362 млн грн. И прекращена деятельность 22 незаконных производств топлива. За первые пять месяцев текущего года из незаконного оборота изъято 5243 тонн горюче-смазочных материалов на общую сумму 107 млн гривен. И ликвидировано 8 незаконных производств топлива.

Как объясняют правоохранители, при производстве топлива у многих сразу же появляется искушение продать как можно больше неучтенного произведенного топлива (не заплатив при этом акцизный налог) без отображения в бухгалтерском учете предприятия, за наличные деньги.

Также, с целью уклонения от уплаты акцизного налога, топливо продают под видом всевозможных химических жидкостей, которые не являются подакцизной группой товаров.

"В основном автомобильное топливо производится двумя способами - путем смешивания и перегонки. В первом случае бензин получают, смешивая низкооктановый газовый стабильный бензин или газовый конденсат с компонентами моторного топлива и другими химическими добавками, повышающими октановое число, - рассказал Цензор.НЕТ первый заместитель главы ГФС Сергей Белан. - По нашим данным, сейчас таким способом производится около 80% топлива в Украине. Еще 20 процентов топлива производится путем перегонки (ректификации) нефти, после чего в полученный продукт добавляют химические добавки для повышения октанового числа".

По его словам, сырье для производства автомобильного топлива в основном приобретается на внутреннем рынке Украины у предприятий нефтегазовой промышленности, которые занимаются их добычей и переработкой. Присадки для повышения октанового числа топлива в основном приобретаются за рубежом. При этом, с 2016 компоненты моторного топлива отнесены к акцизной группе товаров, и при их импорте также используются всевозможные схемы уклонения от уплаты акцизного налога при перемещении их через таможенную границу под видом других безакцизных товаров.

Производители такого нелегального топлива не утруждают себя излишней конспирацией. Как и техникой безопасности. Так в Запорожской области сотрудники налоговой милиции выявили мини-НПЗ, где производство дизельного топлива осуществлялось путем переработки мазута с последующим использованием в химическом процессе серной кислоты, обращение с которой требует особых мер безопасности. При этом организатор этого бизнеса не смог предоставить ни документы о регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, ни документы, необходимые для использования опасных химических веществ, ни документы по экологической безопасности.

Принцип работы таких мини-заводов относительно прост. Но никто не может гарантировать, что то, что они там пытаются смешивать, не спровоцирует химическую реакцию и что вместе с оборудованием не взлетит на воздух. Поэтому особенно страшно, когда подобные производства организовываются в черте города. Никаких степеней защиты нет. Последствия могут быть непредсказуемые. И при наихудших обстоятельствах могут пострадать тысячи людей, которые живут в этом районе.

О собственной безопасности некоторые производители все-таки заботятся. Например, в Днепре налоговики выявили подпольный цех, который представлял собой огражденную промышленную территорию площадью более тысячи квадратных метров. Она круглосуточно охранялась, а по периметру и на территории осуществлялось видеонаблюдение. На территории было расположено оборудование для полного цикла изготовления нефтепродуктов. Производство ГСМ осуществлялось путем смешивания газового концентрата с компонентами автомобильного топлива и присадками для повышения октанового числа.

"Продажа такого топлива потребителям осуществляется через собственные или подконтрольные автозаправочные станции и их сети (в основном не брендовые сети АЗС), - говорит Сергей Белан. - Также топливный фальсификат за наличные оптовыми партиями реализуется в адрес автотранспортных и сельскохозяйственных предприятий. А чтобы скрыть факт реализации, прибегают к различным ухищрениям. К примеру, в Харькове была выявлена группа лиц, участники которой, используя подконтрольные предприятия, организовали и воплотили схему незаконного изготовления, хранения и сбыта бензина и дизельного топлива. Злоумышленники перерабатывали приобретенный газовый конденсат в тяжелый органический растворитель и из вторичных остатков изготавливали бензин и ДТ, которые по документам продавались как растворители. Такие действия позволили организаторам схемы уклониться от уплаты более четырех миллионов гривен акцизного налога".

В ГФС отмечают, что незаконное изготовление ГСМ является высокотехнологичным видом криминального бизнеса, в процессе задействованы различные специалисты. В одиночку такое не осуществить.

Правоохранители уверяют: документируя такие преступления, стараются отследить всю цепочку. И на ликвидации подпольного производства не останавливаются. Также принимаются меры по установлению цепи реализации неучтенного топлива от нефтебазы к сети АЗС или сельхозпроизводителей.

"Проводятся экспертные исследования образцов сырья, компонентов моторного топлива и химических добавок, а также изготовленного топлива. После окончания следственных действий материалы уголовного производства с обвинительным актом направляются в суд для рассмотрения и принятия решения", - поясняет Сергей Белан.

Ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного оборота подакцизных товаров предусмотрена ст. 204 УК Украины. Санкции по этой статье предполагает наказание в виде штрафа от 17 тысяч гривен до десяти лет лишения свободы в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Большинство водителей знают, что, заправляясь на незнакомой заправке, они рискуют и уже через несколько десятков километров могут почувствовать пропавшую тягу двигателя. Но бывают случаи, что бензин оказывается даже неплохим, и водитель ездит на нем как ни в чем не бывало, при этом даже не подозревая, что продавец не заплатил с него налоги.

Бодня
Татьяна Бодня Журналист