Ирина Русланова для «Резонанса»
Американский бюджет вскоре пополнится на полмиллиарда долларов из-за того, что израильские фармацевты давали взятки украинским чиновникам. Как сообщал «Резонанс», израильский фармацевтический концерн Tеva должен заплатить 519 миллионов долларов штрафа в США за подкуп чиновников в Украине, России и Мексике в обмен на содействие в продвижении лекарств на рынках этих стран. В рамках этого дела рассматривалась коррупционная схема в Украине, которая касается 2001 и 2011 годов. Установлено, что компания давала взятки чиновнику, который, в свою очередь, способствовал продвижению лекарств Teva на украинском внутреннем рынке.
В чем же подвох? Израильские фармацевты договорились с американскими юристами, не довольными нарушением конкурентного законодательства, не доводить дело до суда. В пролете остались только украинцы, тратившие деньги на «пролоббированные» лекарства.
Между тем, в Украине не было ни одного громкого дела, касающегося разоблачения фармацевтической мафии. Если и были скандалы, то они не заканчивались судебными слушаниями, реальными тюремными сроками, да что там, даже штрафами или увольнениями. И это при том, что бизнес на лекарствах считается самым прибыльным после торговли оружием, людьми и наркотиками.
По предварительным данным, в 2016 году мы потратили на лекарства около 47 млрд гривен. Это почти на 20% больше, чем годом ранее. Об этом говорится в отчете исследовательской компании Proxima Research. В подсчеты аналитиков включены, помимо лекарств, также медизделия, диетические добавки и косметика, продающиеся в аптеках. Ожидается, что в 2017 году фармрынок Украины вырастит на 14-18% до 53-56 млрд гривен.
Обычная простуда у ребенка сейчас выливается минимум в 500 гривен, а если вы «попали» на грипп и переболеет вся семья, то будьте готовы выложить за лекарства от 2 тыс гривен. И это при условии, что вы будете лечиться в бесплатной поликлинике.
Ошалев от цен на медпрепараты, украинцы перестали бездумно скупать разрекламированные витамины, бады и препараты с недоказанной эффективностью. И тем не менее, фармрынок процветает. Цены стабильно высокие.
Тем временем украинский премьер-министр Владимир Гройсман пообещал, что с Нового года лекарства подешевеют. Он даже лично наведался в одну из аптек Черновцов, перепугав бедную провизоршу, будто это она лично накручивает цены на медпрепараты: "Вы нас ждали? Честно скажите. В глаза смотрите! Меня интересуют несколько препаратов и цены на них", – обратился премьер к обомлевшей работнице аптеки.
Купив несколько препаратов, премьер-министр повозмущался на камеру, что цены явно завышены (одно из лекарств должно стоить на 90 грн дешевле) и заверил, что после смены системы закупок их стоимость снизится. Гройсман напомнил, что в Украине упрощена регистрация лекарств, производимых и потребляемых в ЕС, США, Канаде, Японии, Австралии и Швейцарии и анонсировал в ближайшее время дерегуляцию фармрынка.
О том, что аптеки завышают цены, в унисон главе правительства отрапортовала Госпродпотребслужба Украины. Проведя аж 17 плановых проверок, сотрудники службы зафиксировали нарушения соблюдения ценовой дисциплины аптечными сетями.
Например, в одной из аптек в Николаевской области вместо предельно установленного уровня надбавки в 10% «был реализован лекарственный препарат «Амброксол» с торговой (розничной) надбавкой в 204,1%, препарат «Аминазин» – 25,0%, лекарственный препарат «Офлоксацин» – 27,5%, а перчатки смотровые – 101,7%. Это явное нарушение», - заявила и.о. заместителя председателя Госпродпотребслужбы Лилия Стиренко.
Итак, почему лекарства должны подешеветь, если курс доллара, по-прежнему, продолжает расти?
Уже с 1 января в Украине устанавливается референтное (сравнительное) ценообразование на лекарства. Такое решение принял Кабмин.
— Берем пять стран — Польшу, Латвию, Словакию, Венгрию и Чехию, сравниваем цены в этих странах на лекарство по его действующему веществу (а не по названию препарата) и устанавливаем среднюю стоимость, которая и будет использоваться в Украине, — пообещал Владимир Гройсман. По его словам, все те, кто, используя монопольное положение, занимался продажей медпрепаратов в Украине, устанавливали абсолютно неприемлемые и нечестные цены.
Что бы нам ни рассказывали о том, как весь цивилизованный мир давно отказался от госрегулирования цен, что касается лекарств, то в большинстве развитых стран такая практика есть. В Украине максимальную референтную цену установят не на все препараты, а только на те, которые входят в национальный перечень по 21 международному непатентованному названию.
Как пояснили в пресс-службе Минздрава, НДС на лекарственные средства и медицинские изделия уменьшат до 2—5 процентов. Минздрав установит максимальную торговую надбавку на лекарства. Причем чем выше цена препарата, тем меньше будет наценка. Максимальная оптовая торговая надбавка на продажу лекарств, начисляемая на референтную цену с учетом всех налогов и сборов, составит 5 процентов, розничная — 15 процентов.
С 1 апреля 2017 года обещают ввести реимбурсацию (компенсацию) цен на лекарства для пациентов, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы, диабетом II-го типа и астмой. В госбюджете-2017 на эти цели предусмотрено полмиллиарда гривен.
Аптеки будут предоставлять местным властям финансовый отчет и документальное подтверждение продажи лекарственных средств (рецепты от врачей), подлежащих возмещению, и получать возврат средств из местных бюджетов в течение 15 рабочих дней. Однако есть риск, что если местные власти денег не заплатят, то фармацевты попросту откажутся продавать дешевые генерики (заменители), подпадающие под программу реимбурсации. Или же будет действовать давно испробованная схема: подлежащие компенсации из бюджета лекарства будут, по-прежнему, выдавать в определенных аптеках. Тогда коррупция будет процветать и дальше, начиная от терапевта, выдающего рецепт, и заканчивая чиновником, решающим, кому поставлять лекарства в такие аптеки.
Однако, предложенный правительством вариант реимбурсации и рефрентного ценообразования не совсем устраивает экспертов Антимонопольного комитета. Об этом идет речь в фундаментальном отчете об исследовании фармрынка Украины за период с 2014 по первую половину 2016 годов.
Основанием для проведения исследования стал резкий рост в 2014 году цен на лекарства и массовые жалобы по этому поводу в АМКУ.
В результате исследования стало ясно, что монополизация фармрынка настолько глубокая и изощренная, что в АМКУ считают – нужны более радикальные действия.
Контроль цен со стороны государства на необходимые лекарственные средства 2014-2016 гг фактически не осуществлялся, констатируют в АМКУ. С какой стати его осуществлять в 2017 году, если мораторий на проверки бизнеса не отменен?
Под госрегулирование цен на медпрепараты в Украине подпадают не все лекарства, лишь включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (в том числе и закупаемый за госбюждет вакцины, лекарства от СПИДа, туберкулеза и редких заболеваний). Все остальные реализуются по свободным ценам.
Но как выяснили в АМКУ, цены накручивались на все медпрепараты. И не только в аптеках. Ведь есть еще производители (импортеры), оптовики, дистрибьюторы и конечно же наши прожорливые чиновники.
Итак, как следует из отчета АМКУ, 70 процентов продающихся в Украине лекарств – импортные, а отечественные в основном изготавливаются из купленных за валюту привозных составляющих. Поэтому в первую очередь цена на лекарства зависит от курса валют. Но это и так понятно.
Ощутимое удорожание лекарства происходит на этапе его «вхождения» в страну. И дело не только в том, что чиновник берет взятку с израильских и прочих фармацевтов за «содействие в продвижении лекарств на рынках». А в том, что таких чиновников очень много.
Сначала надо пройти через горнило регистрации (перерегистрации) лекарственного средства, внесения его в Государственный формуляр, осуществления декларирования оптово- отпускных цен.
Следующий этап – осуществление контроля качества лекарственных средств, ввозимых на территорию Украины, определение условий лицензирования участников фармацевтических рынков. Большинство упомянутых процедур предусматривают как принятие соответствующих решений органами власти, так и проведение госпредприятиями при Минздраве и Гослекслужбе Украины определенных экспертиз, лабораторных анализов, исследований. Все эти процедуры платные и по данным АМКУ, «могут достигать сотни тысяч гривен». Вполне логично, что такие расходы включаются производителями и импортерами в себестоимость лекарственных средств и автоматически перекладываются на наши плечи.
АМКУ проанализировал деятельность Минздрава и государственного экспертного центра во время процедур регистрации/перерегистрации лекарств и обнаружил, что наша гениально-несовершенная нормативно-правовая база дает прекрасную возможность «для затягивания срока рассмотрения заявления и принятия субъективных решений». Например, все мы знаем, какие дорогие лекарства от рака. В программу борьбы с онкологическими заболеваниями для взрослого населения на период до 2016 года Минздрав включил в Номенклатуру лекарственных средств (закупались в 2015 году) препарат с действующим веществом доцетаксел только в дозировках 80 мг и 140 мг. И лекарства с таким же действующим веществом, но в другой дозировке, в Украину уже не попали. После вмешательства АМКУ, Минздрав в 2016 году вынужден был дать добро на закупку других лекарств с разной дозировкой.
Но оставим незатейливые схемы с разворовыванием бюджета и попробуем разобраться. Почему в Украине лекарства на порядок дороже, чем в соседних странах?!
За последние два года цены в среднем выросли на 75% (данные Госстата). В АМКУ исследовали формирование цены на 161 лекарственное средство, из которых 50 – отечественного производства и 111 — иностранного. Как выяснилось, дистрибьюторы с января по апрель 2014 года поднимали цены, опережая динамику роста курса валюты.
Остатки лекарств на складах продавались не по цене закупки, а «с учетом финансовых рисков». То есть при росте доллара закупленные ранее медпрепараты продавались по «новой» более высокой цене.
Это касается таких препаратов: Вибрамицин Д, таблетки по 100 мг, компании «Пфайзер Пи.Джи.Ем», Франция, Небилет®, табл. по 5 мг No 28, компании «БЕРЛИН-Хеми АГ», Германия, Галстена®, табл. No 12 и капли, компании «Рихард Биттнер АГ» Австрия, Нимесил, пакет 2 г, компании «Лабораторiос Менарiнi С.А », Испания, «Файн Фудс энд Фармасьютикалз Н.Т.М. С.П.А. », Италия, Гентос®, таблетки и капли, 20 мл, компании «Рихард Биттнер АГ», Австрия, Гербион сироп подорожника и сироп первоцвета, 150 мл во флаконе, No 1 компании «КРКА, д.д.», Ново место, Словения, Далерон, гранулы по 5 г в пакетиках No 10, компании «КРКА, д.д.», Ново место, Словения, Дермадрин, мазь 20 мг / г, по 20 г в тубе, No 1, компании «Фармацеутише Фабрик Монт Авив ГмбХ», Австрия, Отипакс®, ушные капли, 16 г, компании «БИОКОДЕКС», Франция, Беродуал® Н, спрей 10 мг, 200 доз, компании «Берингер Ингельхайм Фарма ГмбХ и Ко. КГ», Германия, Верошпирон, таблетки 25 мг, No 20, капсулы 50 мг, No 30, производства ОАО «Гедеон Рихтер », Венгрия; Гропринозин®, 500 мг, No 20 производства ООО «Гедеон Рихтер Польша», Польша, Бисептол®, табл. 480 мг, No 20, компании «Пабьяницький фармацевтический завод Польфа АО», Польша.
«С целью предотвращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции Комитетом (АМКУ) 5 марта 2015 были предоставлены обязательные для рассмотрения рекомендации четырем крупнейшим дистрибьюторам ООО «БаДМ», СП «ОПТИМА - ФАРМ ЛТД», ЧАО «Альба Украина» и ООО «Вента.Лтд» воздержаться от установления экономически необоснованных оптово-отпускных цен,» – говорится в отчете Комитета. Дистрибьюторы ответили, что рассмотрели рекомендации АМКУ и учтут их …
Помимо игр с колебанием доллара, наши фармацевты придумали много других спососбов получения сверхприбыли. Не все знают, что в Украине лекарства можно продавать только в аптеках, а продажа медпрепаратов через интернет или пересылка почтой запрещена. Поэтому все, что продается в интернете (в том числе и на сайтах аптек) – вне закона.
Тем не менее, люди активно покупают в Интернете, поэтому практически каждая аптека имеет свой сайт. К тому же количество самих аптек в 2016 году по сравнению с 2014 годом выросло примерно в на 11% , утверждается в исследовании АМКУ. На каждого лицензиата приходится в 3,3 раз больше мест осуществления своей деятельности, чем лицензий. То есть аптечная сеть получает лицензию, открывает кучу ларьков и торгует, как одна аптека. А когда обнаруживаешь, что в разных аптеках одной сети упаковка препарата может отличаться в цене на 20-150 гривен, провизоры, мило улыбаясь, отвечают: мол, лекарство из разных партий.
Анализ аптечных сетей в областях показал, что практически везде, кроме Киева, они имеют «структурные признаки коллективной монополии на региональных рынках услуг по организации розничной торговли лекарственными средствами. Хотя бы на районном уровне. Особенно в Харьковской, Полтавской и Черниговской областях.
Получается, что обычной аптеке сложно выжить рядом с мощными сетями, у которых надежданя крыша. Ведь основными поставщиками медпрепаратов в аптечные сети, по данным АМКУ, преимущественно являются уже знакомые нам ООО «БаДМ», ООО «Вента.Лтд» и СП «ОПТИМА-ФАРМ, ЛТД», занимающие более 80% рынка оптовых поставок лекарств. И именно от них зависит какие лекарства, в каком количестве и по каким ценам мы будем покупать.
Условия поставок такие: договоры поставки заключаются не менее чем на год, а суммы заказов НЕ оговариваются. Поставки осуществляются по мере надобности. И уже к каждой такой отдельной поставке заключается допсоглашение, в котором указываются жирные скидки. Если речь идет о закупках лекарств за бюджетные средства, то деньги выделяются без учета скидок.
По результатам проведенного исследования АМКУ начато 27 дел по признакам нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. Так, на 20 тыс гривен оштрафовано ООО «Волыньфарм» из-за «выявления фактов реализации лекарственных средств в аптеке с обозначением «Социальная программа» по ценам выше, чем в других аптечных учреждениях города Владимир Волынской области». И еще не факт, что эти жалкие 20 тысяч гривен были выплачены. Возможно штраф до сих пор оспаривается в судах.
Такая же ситуация с Киевской сетью коммунальных аптек «Фармация», где пенсионер со скидкой покупает лекарство дороже, чем в обычной аптеке.
Обнаружили в АМКУ и систему бонусов и доплат аптекам за грамотный маркетинг, почти как в супермаркетах, с «золотыми полками», выставленными рекламными постерами и прочей мишурой.
Чтобы изменить ситуацию, рефрентное ценообазование надо вводить на все лекарства, считают в АМКУ. Комитет также предложил Кабмину ввести электронные реестры пациентов, которые лечатся за бюджетные средства. Помимо внедрения системы реинбурсации, необходимо вводить обязательное медстрахование, изменить лицензионные условия для аптек, чтобы уйти от монополизации рынка сетями, а для того, чтобы остатки лекарств продавали по цене закупки необходимо отменить «Порядок проведения дооценки остатков товарно-матетериальных ценностей», утвержденного Минэкономики и Минфином (от 31.05.1993 No 37-20/248/07-104).
Еще один любопытный момент. В апреле 2015 года в Украине был отменен механизм референтного ценообразования, веденный 2 июля 2014 года. Биг-боссы от фарммафии посчитали, что им это не выгодно. Посмотрим, пройдет ли вторая попытка.