О законопроекте №3062: мотивация и дисциплина прокуроров - Резонанс - о коррупции, взятках, судьях, власти

06 июнь 2020, Суббота, 09:41

взятка декларация ДТП в Харькове задержание в Иванковичах Мошенничество туроператоров НАБУ Нацполиция происшествия прокуратура СБУ Укрзализныця

О законопроекте №3062: мотивация и дисциплина прокуроров

24 февраля 2020г.
0
Фото: Преступности НЕТ

NEWSONE.UA

В Верховной Раде Украины зарегистрирован проект закона №3062 от 13.02.2020 г. "О внесении изменений в Закон Украины "О прокуратуре" по повышению эффективности деятельности органов прокуратуры".

Для того, чтобы отдельные профессиональные "активисты" не разносили очередную "зраду" о том, что этот проект закона якобы тормозит реформу прокуратуры, решил, как один из его соавторов, объяснить основные положения документа и для чего они предлагаются.

1. Предлагается восстановление механизма присвоения классных чинов и форменной одежды прокурорам.

Напомню, что чины - личные служебные разряды, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, потому что свидетельствуют о служебном и профессиональном росте работника. Ключевое здесь слово - мотивация! Ведь именно чин символизирует опыт, квалификацию и профессиональный путь, который прошел человек в органах прокуратуры. Конечно, это должно предполагать и ежемесячные надбавки за классный чин. Ведь никто в частном секторе не спорит, что за опыт, вклад в работу фирмы или качество работы нужно выплачивать работнику высокую зарплату?

Поэтому чем хуже люди, которые работают в органах прокуратуры? Чины, кстати, это и система наказания за небрежную работу. Так, законопроект предлагает, что прокурор лишается классного чина в день увольнения, когда увольняется по основаниям:

- нарушения им требований относительно несовместимости;

- вступления в законную силу судебного решения о привлечении прокурора к административной ответственности за коррупционное правонарушение, связанное с нарушением ограничений, предусмотренных Законом Украины "О предотвращении коррупции";

- вступления в законную силу решения суда о признании активов прокурора или активов, приобретенных по его поручению другими лицами или в других, предусмотренных статьей 290 Гражданского процессуального кодекса Украины случаях, необоснованными и их взыскание в доход государства;

- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;

- прекращения гражданства Украины или приобретения гражданства другого государства.

Разворачивается дискуссия и вокруг форменной одежды, которую, по мнению "активистов", нельзя возвращать прокурорам. Это мне напоминает определенные исторические события после 1917 года. А те, кто выступает против формы прокуроров, по уровню аргументации напоминают большевиков. После революции 1917-го форма и погоны прочно ассоциировались с "кровавым царизмом", ей долго сопротивлялись. А некоторые большевистские гении "реформ" тогда пошли дальше, ведь для них слово "прокурор" было не в почете и напоминало царя. Вместо него некоторые особенно буйные предлагали ввести в оборот слово "укрепревзак", что расшифровывается как "укрепитель революционной законности".

2. Уточняются профессиональные требования к кандидатам на должности прокуроров в окружные и областные прокуратуры, Офис генерального прокурора.

Предложенные в проекте закона изменения позволят эффективно проводить процессуальное руководство в сложных уголовных производствах, где необходим ОПЫТ работы процессуального руководителя

Поэтому предлагается, что прокурором окружной прокуратуры может быть назначен гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее двух лет ИЛИ прошел стажировку в органах прокуратуры не менее года и владеющий государственным языком.

Прокурором областной прокуратуры может быть назначен гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее трех лет или стаж работы в окружной прокуратуре не менее двух лет.

Прокурором Офиса генерального прокурора может быть назначен гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее шести лет или стаж работы в окружной прокуратуре не менее трех лет, либо стаж работы в областной прокуратуре не менее пяти лет и владеет государственным языком.

Акцент делается на том, что у кандидатов на должности прокуроров должны быть ИЛИ достаточный юридический стаж, ИЛИ соответствующий стаж работы в органах прокуратуры. Отрицать это - всё равно что отрицать необходимость медицинского образования и опыта у врача. Понятно, что в стране сейчас существует иллюзия, что "профаны" (используя терминологию премьер-министра) могут управлять важными направлениями жизнедеятельности страны. Но вряд ли можно не согласиться с тезисом, что следует, наконец, прекратить засилье невежества и профессиональной некомпетентности. Считаю, что ни один из активистов не хотел бы видеть, как в прокуратуре просто сотнями разваливаются уголовные дела только из-за непрофессионализма или отсутствия элементарного и хотя бы начального юридического опыта прокурора, который ведет процессуальное руководство.

3. Устанавливается новое основание для привлечения к дисциплинарной ответственности как прокуроров, так и руководителей правоохранительных органов. А также определяются требования к форме и содержанию дисциплинарной жалобы о совершении прокурором дисциплинарного проступка.

Первое. Несмотря на то, что деятельность правоохранительных органов распространяется почти на все сферы общественной жизни, их совместные усилия в сфере противодействия преступности могут быть результативными только при высоком уровне координации, ответствующем выполнению решений координационных совещаний. Поэтому законопроект предлагает установить в качестве основания для привлечения к дисциплинарной ответственности неисполнение и/или ненадлежащее исполнение решения координационного совещания ответственными лицами

Второе. Это существенно оптимизирует проведение дисциплинарных производств в отношении прокуроров.

Итак, есть ли торможение реформы прокуратуры в том, что предлагает законопроект? Понятно, что его основная задача - мотивировать, больше дисциплинировать, а также повысить профессиональную планку прокуроров всех уровней. Хватит вымывать "последние мозги" из правоохранительных органов. Их эффективная и профессиональная работа - это единственный залог сохранения законности в этой стране.

Григорій Мамка Народний депутат України, заступник голови Комітету Верховної Ради України з питань правоохоронної діяльності, доктор юридичних наук