Ярослав Берендаков, для ИзбирКома
Одесскому журналисту отказали в предоставлении копии соглашения с General Electric, что, по мнению юристов, является грубым нарушением отечественного законодательства.
Напомним, что в феврале этого года стало известно, что государственная компания "Укрзализныця" подписала соглашение с американской компанией General Electric на сумму $1 млрд. Церемония подписания состоялась в Киеве в присутствии президента Украины Петра Порошенко, министра инфраструктуры Владимира Омеляна, и.о. главы УЗ Евгения Кравцова и представителей американского концерна.
Тогда же сообщалось, что рамочное соглашение предусматривает производство до 225 новых и модернизацию 75 старых магистральных дизельных локомотивов со значительной степенью (до 40%) локализации в Украине. В рамках реализации первого этапа соглашения также был заключен договор купли-продажи между GE и "Укрэксимбанком" по поставке и производству в Украине 30 новых локомотивов GE серии Evolution в 2018-2019 годах, которые будут затем переданы в финансовый лизинг "Укрзализныце".
Однако руководство государственного монополиста в сфере железнодорожных перевозок ПАО «Укрзализныця» отказало одесскому журналисту в предоставлении копии рамочного соглашения о поставке новых и модернизации старых локомотивов с американской корпорацией General Electric. В своем ответе «Укрзализныця» утверждает, что, во-первых, договор является конфиденциальной информацией, а, во-вторых, информация в нем несет коммерческую ценность в порядке статьи 162 Хозяйственного кодекса Украины.
Адвокат Анатолий Маркевич, анализируя письмо украинских железнодорожников, отметил, что данное рамочное соглашение не является конфиденциальной информацией в порядке п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона Украины «О доступе к публичной информации», который определяет распорядителей публичной информации.
«Укрзализныця» является субъектом хозяйствования, который занимает доминирующее положение на рынке, наделенный специальными или исключительными правами, а потому согласно п. 4 части 1 ст. 13 Закона обязана предоставлять информацию относительно условий поставок товаров, услуг и цен на них, - рассказывает Анатолий Маркевич.
По его словам, ссылаясь на статью 162 Хозяйственного кодекса в контексте коммерческой информации, «Укрзализныця» не привела ни одного аргумента, что содержание заключенного соглашения о намерениях имеет коммерческую ценность в связи с тем, что она неизвестна третьим лицам и к ней нет свободного доступа других лиц. Из этого следует, что, когда всей стране пересказали содержание соглашения с General Electric, оно перестало нести коммерческую ценность.
"Если запрашиваемая информация относится к условиям поставки товаров, услуг и цен на них, а также представляет общественный интерес, то можно говорить о безосновательном отказе в предоставлении информации, что является административным правонарушением, предусмотренным ст. 212-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях, - подытожил адвокат.
Дело в том, что ч. 2 статьи 13 Закона «О доступе к публичной информации» обязывает субъекты хозяйствования предоставлять по запросу информацию, которая имеет общественный интерес. Возникает вопрос, являются ли государственные средства и имущество государственной компании «Укрзализныця» «общественным интересом»? Ответ на этот вопрос можно найти в п. 5-1 ч. 4 статьи 20 Закона Украины «Об информации»:
"К информации с ограниченным доступом не могут быть отнесены сведения относительно деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов акций (долей) принадлежит государству или территориальной общине, а также хозяйственных обществ, 50 и более процентов акций (долей) которых принадлежат хозяйственному обществу, доля государства или территориальной общины в котором составляет 100 процентов, которые подлежат обязательному обнародованию в соответствии с законом".
Юрист Ирина Семененя солидарна с мнением своего коллеги и напомнила содержание ст. 5 Конституции Украины:
"Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Каким образом граждане могут реализовать свое конституционное право на управление государством, когда это же государство все делает для того, чтобы лишить его такой возможности?" - говорит юрист.
Запросить копию рамочного соглашения о партнерстве вместе со всеми приложениями побудил тот факт, что официальные лица в интервью СМИ отказались называть стоимость локомотива за одну единицу. К тому же, неизвестны остальные детали «партнерства».
Кроме того, благодаря законодательной лазейке закупку магистральных тепловозов у американской корпорации намереваются провести без электронной системы «Прозорро». Дело в том, что локомотивы «Укрзализныця» будет получать на условиях финансового лизинга (долгосрочная аренда с последующим выкупом предмета лизинга), а согласно статье 2 Закона «О публичных закупках», финансовый лизинг не подпадает под данный Закон и, соответственно, закупка проводится вне государственной электронной системы.
В ВЕДОМСТВЕ ОМЕЛЯНА ОБНАРУЖИЛИ ВОЗМОЖНЫЕ ТЕНДЕРНЫЕ НАРУШЕНИЯ НА 6,4 МЛРД ГРН