21 сентябрь 2017, Четверг, 01:00

взятка декларация НАБУ Нацполиция происшествия прокуратура СБУ Укрзализныця

А. Власов: Честный бизнес оформляется по цене контракта

17 июля 2017г.
0

Ярослав Берендаков, для Резонанса

Последние несколько лет тема Одесской таможни не сходит с заголовков региональных и всеукраинских СМИ. Сначала она стала полигоном неудавшихся псевдореформ грузинской команды, потом настал период безвластья и таких черных схем, как воровство контрабандистами контейнеров с целью неуплаты налогов.

С 15 мая в Одессе появился новый начальник таможни – бывший руководитель «Черной сотни» и командир спецподразделения «Фантом» ГФС Александр Власов. На него возлалагались большие надежды, но что-то пошло не так, и теперь уже сам Александр Власов стал объектом громкого скандала. Его обвиняют в мздоимстве в обмен на возможность оформления контейнерных грузов (ширпотреба) по выгодной таможенной стоимости. Напомним нашим читателем, что итоговая сумма таможеных платежей в Украине зависит от стоимости товара, которую в грузовой таможенной декларации заявляет импортер.

ОДЕСЬКА МИТНИЦЯ: БІГ КОЛОМ РЕФОРМ

Недавно состоялась пресс-конференция начальника Одесской таможни, на которую удалось попасть далеко не всем журналистам. На ней Александр Власов опроверг все обвинения и пообещал защитить свою репутацию в суде.

За две недели до всех вышеперечисленных перипетий мне удалось взять интервью у Алесандра Серегеевича.

В спокойной обстановке и с участием его первого заместителя Антона Борисенко мы обсудили самые основные планы, вызовы и проблемы.

Поскольку я частенько пишу на таможенную тематику, для меня беседа с Александром Власовым была нечто вроде «стандартной процедуры». Надеюсь, что сие непредвятое интервью поможет общественности и экспертам разобраться в том, насколько новый начальник Одесской таможни в действительности компетентен и честен.

- Став начальником Одесской таможни, какие решения предприняли в части кадровой политики? 



- Как уже всем известно, начальником Одесской таможни я стал по результатам конкурса, в котором также принимал участие Антон Владимирович Борисенко. Тогда я с ним и познакомился. Я занял первое место, а Антон Владимирович – второе. Потом я позвонил руководителю Харьковской таможни, и сказал, что у меня есть такое желание, чтобы моим первым заместителем стал именно Антон Борисенко. На тот момент он был руководителем таможенного поста «Харьков-Центральный». Кандидатура Антона Борисенко была согласована с Мирославом Проданом (ред. - и.о. главы ГФС Украины), который несколько был удивлен и даже спросил: «Ты же его видел только один раз!». Но мне было этого достаточно. В нем есть есть необходимый стержень для руководителя и опыт, поскольку он с 2006-о года работал на непростой в профессиональном смысле Харьковской таможне. Своим согласием на назначение Антона Борисенко в качестве и.о. первого зама, он подтвердил, что у меня есть карт-бланш на любые назначения.

Говоря о кадровых ротациях, хотел бы отметить, что звучавшие в информпростанстве инсинуации о незаконности моей победы, не нашли свое подтверждение. Один из моих замов Владимир Всеволодович Передерий, с которым я давно дружен, подал в суд на результаты конкурса. Первую инстанцию выиграла Государственная фискальная служба. Также комиссия Нацагентства по вопросам госслужбы подтвердила законность конкурса.

- Все-таки какие еще кадровые назначения планируете?

- Я не сторонник так называемых пакетных переходов. Естественно, есть люди, с которыми я прошел служебный путь в АТО более двух лет. К ним у меня высокий уровень доверия. Никоим образом не хочу сказать, что я не доверяю здешним кадрам, но в будущем я планирую привлекать их на должности в Одесскую таможню.

Мой основной принцип – сохранить и приумножить. Я против того, чтобы разрушить то, что годами создавалось.

После ликвидации в Одессе таможенного поста «Открытое таможенное пространство», из 113 набранных на работу в нем, осталось 58 человек. Часть из них уже получили твердые должности, а часть числится внештата. Они прикреплены к определенным подразделениям и проходят практику. Те, кто не уволен, будет трудоустроен. Помимо ликвидации самого поста «Открытое таможенное пространство» штатная численность всей таможенный системы была сокращена на 20%. Поэтому говорить о каких либо конкурсах на должности в Одесской таможне не приходится. Сначала, как того требует Закон, мы должны трудоустроить тех, кто стоит в очереди – то есть внештата .

КИДОК ПО-ОДЕССКИ: ВМЕСТО «ОТКРЫТОЙ ТАМОЖНИ» — РАЗБИТОЕ КОРЫТО

- Какие шаги собираетесь предпринять в направлении изменения работы Одесской таможни? 

- Отдельно взятую таможню невозможно реформировать без реформирования всей службы, но на основе одной таможни можно показать, что вся таможенная служба готова к реформированию. Под эгидой Мирослава Продана и губернатора Одесской области Максима Степанова мы первые в Украине хотим создать автохаб. Идея заключается в том, чтобы после того как автомобиль пришел на пароходе, в течение 1-2 дней он мог бы выехать из порта уже с госномерами. Для этого необходимо соединить воедино работу Сервисного центра, эксперта-оценщика, эксперта по экологическому стандарту Евро-5 , страховой компании «Банк», терминала и СТО. Постановка машин на учет из США требует переоборудования под европейский стандарт поворотников, фар, спидометра, а также другой ремонт. Порядка 90% автомобилей из Америки поступают после различного рода ДТП.

- На протяжении полугода, после ухода Ю. Марушевской, был период определенной бесконтрольности, вследствие чего получили распространения такие черные схемы, как воровство контейнеров с целью неуплаты НДС и пошлины. Ко всему прочему, практиковалась схема по выпуску контейнеров по временной декларации, из-за чего в бюджет поступала самая малость от положенного. Удалось ли нивелировать эти схемы, и есть ли какие-либо расследования по данным фактам?

- Нашей первой задачей было проведение мониторинга субъектов внешнеэкономической деятельности, которые работают на территории Одесской области. Анализ показал, что из них 75-80% были юрлица с признаками фиктивности. Таможенная площадка в ближайшее время перестанет существовать, так как программно-аппаратным методом будут отсекаться налоговые накладные с операциями по «скрутке товаров» (ред. - когда компания купила партию ручек, а потом вдруг уже продает керамическую плитку). С 01.07 эта система стартовала, поэтому мы и рассказываем всем субъектам, что как раньше они не смогут работать. Надо переходить в законное поле, чтобы были склады, производственные мощности, торговые площади. Те, кто раньше участвовал в каких-то полусерых схемах, сейчас начинают работать по-белому, так как понимают, что торговать налоговым кредитом больше не будет возможности.

ПРОКУРОРИ З ПІДРОЗДІЛУ ГУЦУЛЯКА ЗАЦІКАВИЛИСЬ ОДЕСЬКОЮ МИТНИЦЕЮ

Результаты расследование касательно злоупотреблений при оформлениях контейнеров по временным декларациям будут в скором времени. Сейчас это расследование затронуло 37 сотрудников Одесской таможни.

- Каким образом Вы планируете осуществлять контроль за достоверностью декларирования товаров, перемещаемых в контейнерах? То есть правильность указания номенклатуры товара, веса и его стоимости.

- При помощи АСАУР (ред. – автоматизированная система анализа и управления рисками). АСАУР определяет стоит взвешивать контейнер или нет. Пока что за эту процедуру платит сам субъект ВЭД, чего он не должен делать. Это же инициатива государства. Мы поставили перед собой задачу, чтобы весовые комплекса были на балансе таможни, но на территории пункта прибытия.

- (Антон Борисенко) Я контролирую подразделение по определению таможенной стоимости. Исторически сложилось такое понятие как товары-прикрытие. Это товары с низкой таможенной стоимостью, которые декларируются вместо более дорогостоящей продукции. Например, между таможенной статистикой и реальными объемами продаж на рынке детских игрушек существует значительная разница. Это как раз свидетельствует о том, что они, в частности, проходят таможенную очистку не под своей номенклатурой. Поэтому мы собрали нескольких крупных импортеров и попросили их перестать играть с нами в «кошки-мышки», и подписать что-то на подобие договора о намерениях, согласно которому они максимально выводят из тени свою номенклатуру и вес. Иными словами, покажите нам документы, докажите нам уровни актуальной таможенной стоимости для потребительского рынка и тогда никаких проблем не будет.

- На протяжении многих лет импортеры жаловались на так называемые таможенные риски. Якобы они не соответствуют реальности и стимулируют тенизацию процесса растаможки товаров.

- (Антон Борисенко) Я прекрасно понимаю, что те «риски» о которых Вы говорите, хотя так не совсем правильно выражаться, «уровни таможенной стоимости» я бы так сказал, которые неформально есть, возможно, по идентичным товарам, не всегда соответствуют действительности и рыночной экономики.

- Насколько я знаю, тарифы устанавливает центральный аппарат ГФС?

- Первый раз об этом слышу. Это мнение обывателя, что кто-то чего-то устаналивает. Мы работаем сугубо в рамках Таможенного кодекса.

- А как тогда определяется цена риска?

- (Антон Борисенко) Мы же не определяем, а проверяем заявленную стоимость. Мы с каждым импортером проработали приблизительные уровни той таможенной стоимости, которые на сегодняшний день реальны на рынке. И не взирая ни на какие риски работаем по таможенному кодексу. У нас подается исчерпывающий пакет документов – прямой внешнеэкономический контракт, коммерческий инвойс, экспортная декларация, некоторые субъекты даже подают независимые оценки таможенной стоимости, поскольку есть и другие структуры, которые постоянно пытаются помочь таможни в определении стоимости товаров.

- (Александр Власов) Субъект внешнеэкономической деятельности не может работать себе в убыток, поэтому он доказывает с помощью полного пакета документа стоимость по первому методу (уплата налогов по заявленному в договоре цене) согласного ТКУ.

- Насколько я знаю, контракты с Китаем на поставку товаров постоянно «рисуются»?

- (Александр Власов) Вопрос не в этом.

- (Антон Борисенко) Например, если стоимость шариковой ручки условно составляет 1 грн, а таможня настаивает на двух гривнах, то ,скорее всего, приедет ручка и с ней что-то тяжелое и дешевое. Это может быть полиэтилен и тому подобное (ред.- внесение недостоверных данных в таможенную декларацию с целью минимизации налогов). Когда мы встретились с субъектами ВЭД , мы их предупредили, чтобы они заканчивали с подменой товарной номенклатуры. На Одесской таможне такого больше не будет. Мы обозначили следующее: вы доказываете свою честность, соответствие критериям белой компании, вы должны это продавать ни каким-то налоговым ямам, а торговым сетям и в таком случае Одесская таможня готова принять пакет документов для оформления по первому методу, то есть по цене контракта. Результатом этого стало то, что сейчас игрушка вошла в пятерку бюджетообразующих товаров из числа контейнерных грузов, при том, что сама по себе она имеет небольшой вес, но за счет достоверности декларирования в части номенклатуры и веса груза, теперь она конкурирует по количеству собранных платежей даже с транспортными средствами.

- Хорошо, а как же остальными товарами?

- (Александр Власов)Мы объявили рынку, как теперь будет осуществляться работа Одесской таможни. Кому-то не нравится, кто пытается переместиться на другие таможни. Мы же не можем заставить. Хотя наша основная цель не только выполнение плана, но и его перевыполнение для того, чтобы в области строились дороги.

- Опять-таки, Украина не Европа, где торговля происходит с помощью регистратора расчетных операций. У нас много рынков, тот же «7 км», где продают товары за наличные деньги. То есть проблема ухода от уплаты налогов все равно остается.

- Эта система требует комплексного решения, в том числе и возможного введения обязательного применения кассовых аппаратов.

ВОЕННАЯ МАФИЯ НА ОДЕССКОМ РЫНКЕ «7 КИЛОМЕТР»

- Ваши предшественники – грузинская команда реформаторов вместе с Юлией Марушевской ввели очень полезную практику, которую с их уходом прекратили. На сайте Одесской таможни публиковалась обезличенная таможенная база. Это давало возможность бизнесменам быть уверенными в том, что у таможни ко всем субъектам одинаковый подход - то есть нет «любимчиков» с низкой таможенной стоимостью. Как Вы относитесь к такой идеи?

- Отношусь негативно, потому что это противоречит нормативно-правовым актам.

- Какие используете информационные ресурсы для борьбы с таможенными нарушениями? Например, насколько широко применяется Информационная система портового сообщества?

- Идет проверка по факту того, что инспектор не всегда смотрит в базу ИСПС, так как у него нет такой обязанности, а только право. Сейчас вырабатываем на уровне таможни распоряжение в рамках действующего законодательства с цель мониторинга инспектором всех баз данных – ИСПС, Красный контейнер и визировочных документов.

- Можно ли жить на зарплату таможенника? Какие «пряники» находите для своих подчиненных?

- Минимальная зарплата составляет 3200 гривен, но в связи с экспериментом по распределению средств от перевыполнения плана, вместе с премиями получается порядка 6000 грн. С одной стороны, это немного, но, с другой – инспектор сутки на дежурстве и трое дома, то есть в месяц он работает 10 дней. 6000 грн за 10 дней нормально?

- Все равно это мало, учитывая, какие колоссальные суммы проходят через таможенного инспектора. Если нет своего жилья в Одессе, то, как минимум, 3-4 тысячи уходит на аренду самого простого жилья, и все – зарплаты нет.

- (Антон Борисенко) Есть позитивная тенденция и в этом надо отдать должное Мирославу Васильевичу. Впервые за многие годы инспектор что-то получил. И 6000 грн - это идет речь о таможеннике, который только пришел на работу, у котого нет ни выслуги, ни звания. Я, как начальник таможенного поста в Харькове с 11-летним трудовым стажем, последний раз получил 170% надбавки к должностному окладу, то есть свыше 12 000 гривен. Если я точно буду знать, что на протяжении года я буду получать стабильно 12000 гривен в месяц, то я так и буду планировать свои расходы. Поэтому один из главных моментов в зарплате – это стабильность и планомерное ее повышение. Это и есть пряник.

- За счет чего Одесская таможня перевыполняет план?

- На протяжении этого года каждый месяц Одесская таможня перевыполняет план в связи с блокадой поставок угля из зоны АТО. Уголь начали завозить морским путем и, как следтсвие, идут платежи в бюджет. Этот тот резерв, который не был запланирован. Все остальное – это работа с субъектами предпринимательской деятельности и призывы к патриотизму. Они готовы переходить из других регионов для оформления грузов здесь, в Одессе. В конце концов, это естественное желание у одесситов участвовать в наполнении бюджета с целью ремонта дорог.

Фото: Максим Войтенко